-a
F
CYl
O\j
iD!
2+:
.\z
hs
r\
!F
l/. R!
r/.
r\
F
-Tr
r= F
a
F
-)
n
1
H
a
O
N
s
O
ca
t--
I
ti
oo
c.l
F
H
t:
'Yi
(.)
I
4
..\
a
CO
a
>:
=2
F(\
oc)
Ar
53
()F
AOo
yrHLV
\aV
HCgF
Ad6.
ITFF
!r
a
F
a
L
t-
v\
4
!-|l
-(
1\t1
i)
CA
l:EFr:'
ri:'s
I o
orE:rd>
VL*Y\Y
i:Hs!=
cq!,-r-C.
*E5g:
s H 5i 3
r-
o-
r
(J
,
lll
,'
-l
СОДЕРЖАНИЕ
I
Пояснительная записка
6
II
Учебно-тематический план
12
III
Содержание программы
16
IV
Календарно-тематическое планирование
19
V
Методические особенности реализации программы
25
VI
Список литературы
26
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки и внедрения данной программы
Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного
развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.
В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы;
совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов,
ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни
появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.
В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи
(пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.
Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова,
Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные
возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования
личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ
и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и
движения). Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и
физического воспитания.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной
деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в
доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и
учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между
ними.
Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
Актуальность
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации
речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат
общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, и находятся в тесной связи с
другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 10 мин. Как
правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет
поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей
между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической
темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная часть.
Направленность программы
Программа «Логоритмика» - программа дополнительного образования коррекционно – развевающей
направленности.
Она направлена: на лексико-грамматическому планированию занятий по развитию речи, включает работу над
закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы
включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и
способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова,
расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Новизна и отличительные особенности программы
Новизной и отличительной особенностью программы «Логоритмики» направлена не только на развитие и
формирование речи, музыкальных, артистических способностей, развитию пластичности, но и на снятие
психоэмоционального напряжения у детей. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых
недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух,
внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность
ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,
развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное
выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных
органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. В рамках дополнительного образования будет осуществляться
профилактическая работа речевого развития дошкольников средствами сочетания музыкального и двигательного
направления.
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических
функций ребенка через музыку и движение.
Задачи:
Обучающие:
1. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
2. Обучить плавности произнесения слов и фраз.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Развивать координацию движений пальцев, кистей рук.
5. Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом песен.
6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции.
7. Развивать коммуникативные способности.
8. Развивать речь, чувства ритма, координацию движений, способность ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
Этапы работы
1 этап – создание условий для проведения кружка «Логоритмики» с детьми ДОУ
2 этап – внедрение программы в практику работы с детьми раннего дошкольного возраста.
3 этап – обобщение результатов реализации программы.
Рабочая программа отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта и
возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего
обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста.
В
соответствии с концепцией программы «Логоритмика» сформированы следующие принципы:
Методические принципы построения программы
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
- Научной обоснованности и практической применимости.
Принципы содержания программы
Принцип полноты и целостности развития детей
Принцип последовательности
Принцип системности
Принцип развивающего обучения
Принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью
Возраст детей, участников данной программы: от 2 до 3 лет.
Сроки реализации данной образовательной программы: данная образовательная программа рассчитана на 1
год обучения, что составляет 9 календарных месяцев.
Продолжительность групповых занятий в период с сентября по май согласно тематическому плану.
Форма проведения занятий – групповая (по 10 детей) два раза в неделю, в первой половине дня
продолжительностью 10 минут.
Программа предполагает групповую форму обучения. Она даёт положительные результаты, если занятие
правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. Однако при коллективном обучении,
нельзя забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Ожидаемые результаты
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка
сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем. Занятия логоритмикой способствуют развитию
координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей. Дети учатся быстро реагировать на смену
движений, контрастных частей музыки, ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые
нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.
Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр с детьми в работе кружка
«Веселые ладошки» позволит добиться положительных результатов в развитии речи и музыкальности,
координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со
сверстниками.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Проведение диагностики раннего речевого развития детей.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Цели и задачи года:
Преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы
- Преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и
совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости
движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы
(общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
- Формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной
организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя
комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно –
игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо –
физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении
всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают
движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с
элементарными приемами самомассажа.
Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые
движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных
инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в
лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов.
Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе
стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что
способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и
фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения
следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой
моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не разучивается.
При разработке кружковых занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской
Федерации (Инструктивно - методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается
интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную
деятельность с оздоровительной направленностью.
Занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий для детей данного возраста до 15 минут, два
раз в неделю.
Главная задача педагога- создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Кружок проводится учителемлогопедом совместно с музыкальным руководителем. По желанию педагогов можно заменять музыкальный или
речевой материал на аналогичный, сокращать время занятия в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. Познание: познавательно-исследовательская, коммуникативная (наблюдения, беседы, игры).
2. Социализация: двигательная, познавательно-исследовательская, игровая (используются дидактические,
сюжетно- ролевые игры; разучиваются различные танцы).
3. Художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки,
прибаутки, тексты песен).
4. Музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в
соответствии с тематикой занятия.
5. Физическая культура: двигательная (проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для
профилактики плоскостопия).
6. Здоровье: познавательно- исследовательская (используются артикуляционные, пальчиковые гимнастики,
фонопедические упражнения, самомассаж).
7. Коммуникация: коммуникативная, двигательная, игровая познавательно-исследовательская (овладение
способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, использование подвижных и речевых игр).
Последовательность заданий
Занятия по логоритмике включают следующие виды упражнений:
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы
мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей
дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное
дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и
высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального
сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных
инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские
народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет
ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный
слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с
речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому
развитию.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство
ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие
исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с
детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек,
наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и
кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция.
Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений
детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе,
возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их
новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют
углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают
внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вид деятельности
Методические рекомендации
Репертуар
СЕНТЯБРЬ
1. Пальчиковые игры
Короткая по объему и несложная по содержанию потешка
«Сорока – сорока»
Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной
интонацией с жестовым сопровождением.
Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая
текст по желанию, в основном в самые любимые моменты.
2. Звучащие жесты
Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени.
Игры с именами
Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем и т.д.
3. Речевое музицирование Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными
Хлопаем в такт
«Сенокос»
движениями.
Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.
ОКТЯБРЬ
1. Развитие
Выполнения упражнений для развития речи
Упражнения «Блинчик»,
артикуляционной моторики.
«Горячий блинчик», «Вкусное
варенье», «Чашка».
2. Развитие слухового
Разучить песню.
«Слово на ладошках»
внимания, чувства ритма. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.
Е. Попляновой
3. Развитие дыхания.
Выполнять упражнения на развитие дыхания.
Упражнение «Воздушный
шарик».
НОЯБРЬ
1. Пальчиковые игры.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со «Сорока-сорока»
словами.
«Прятки» .
2. Звучащие жесты
Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, Игра
губками и носиком.
«Здравствуйте»
Петь
песни,
узнавать
новые
слова.
Игры «Узнай на ощупь» («Ящик
3. Развитие связной речи,
ощущений»), «Какой? Какая?
обогащение словаря
Какое?» (картотека).
4. Развитие
Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш.
Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и
фонематического слуха,
двигаться так, как она подсказывает.
слухового восприятия.
Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду.
Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и
т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл.
5. Развитие темпа,
Повторяем и отрабатываем телесное ощущение ритма.
Ритмическая разминка «Дружная
координации движении в
семья», Упражнение «Мамины
сочетании с речью.
помощники» (на координацию
речи с движениями под музыку),
Упражнение
«Маленький
—
большой» (на регуляцию
мышечного тонуса).
ДЕКАБРЬ
1. Пальчиковые игры.
Повторение игр. Изменить задание.
Пальчиковая гимнастика «Моя
Выполнять упражнения, проговаривая текст шёпотом и без текста.
семья».
2. Развитие
Выполнения упражнений для развития речи
Артикуляционная
гимнастика
артикуляционной моторики.
«Молния»,
«Пуговица»,
«Воротник».
3. Развитие темпа,
«Обувь»
(на
Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, Упражнение
координации движении в
развитие
воображения,
координации движений и слова.
сочетании с речью.
выразительности
движений,
чувства юмора), Упражнение
«Стирка» (на координацию речи с
движениями
под
музыку),
Подвижная
игра
«Жадный
Мишка».
4.Музыкальнодидактические игры
и упражнения
Ребенок смотрит на ритмическую карточку и хлопками, на металлофоне Игра «Сыграйка»
или шумовых инструментах воспроизводит ритмический рисунок.
ЯНВАРЬ
1. Пальчиковые игры.
Повторение игр.
Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое.
«Прятки»
«Очки»
(В. Цвынтарный)
«Ветер», «Поймай снежинку»,
2. Развитие
Выполнения упражнений для развития речи.
«Копаем снег».
артикуляционной моторики.
3. Речевое музицирование Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого.
«Ай, ду-ду»
«Ты - мороз»
4.
Развитие
темпа,Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, Упражнение «Зимняя пляска»,
координации движении вкоординации движений и слова.Педагог говорит о том, что сегодня дети Ритмическая разминка «Зимой»,
сочетании
с
речью,выступят в роли кукольных барабанщиков.
Подвижная игра «Елочки».
самомассаж лица.
А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные
пальцы, которые будут отбивать ритм каждого куплета.
ФЕВРАЛЬ
1. Пальчиковые игры.
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив «Очки»
их. Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены.
«Сорока – сорока» Р.н.п.
2. Развитие
Выполнения упражнений для развития речи
Упражнения «Подуй на чай»,
артикуляционной моторики.
«Вкусное варенье», «Блинчик»,
«Пирожок», Мимическое
упражнение «Звери зимой».
3. Речевое музицирование Развивать внимание, чувство ритма, координацию.
«Как на горке снег! »
4.Музыкально –
Развивать чувство ритма, дикцию детей, умение делить слова на слоги и «Сложи словечко»
дидактические игры и
выкладывать его с помощью картинок.
упражнения
Координировать слова с действиями.
5. Развитие слухового
Разучить песню.
Упражнение «Снег — метель —
восприятия, чувства ритма. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.
вьюга» (для развития слухового
внимания,
чувства
темпа);
упражнение «Холмик, сугроб,
горка» (на развитие чувства
ритма).
МАРТ
Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, «Дождик»
1. Пальчиковые игры.
раскачивать кисть справа на лево и наоборот.
«Кисточка»
Вправо - пальцы разгибать, влево – мягко соединять подушечки пальцев.
2. Звучащие жесты
Импровизационное прохлопывание ритма польки.
1 часть
«Полька» М.Глинки
Петь песни, узнавать новые слова.
Этюд «Птичья столовая»,
3. Развитие связной речи,
активизация и расширение
обогащение словаря.
словаря по теме «Птицы».
4.
Музыкально
– Развивать внимание, чувство ритма, координацию.
«Цынцы – брынцы – бубенцы»
ритмические
игры
и
Русская народная песня
упражнения.
«Куры, гуси да индюшки».
Слова попевки – М.А. Давыдовой.
АПРЕЛЬ
1. Пальчиковые игры.
Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка.
«Прятки»
«Кисточка»
2. Звучащие жесты
Стихотворные фразы отстукиваются кулачками, ладошками, шлепками и «Молоточки» М.Андреевой
т.д.
«Ай, ду – ду»
3. Речевое музицирование Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм
«Тили бом»
стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.
4. Музыкально –
Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает Ритмические кубики
дидактические игры и
соответственное количество карточек или кубиков.
«Сложи словечко»
упражнения
5.
Игра
в
оркестре, Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание.
«Песенка друзей» Г.Гладков
ансамбле.
«Весёлые палочки»
МАЙ
Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой.
1. Пальчиковые игры.
«Качаем лодочку»
Плавно двигать кисть руки влево, вправо.
2. Звучащие жесты
Тактирование слов «звучащими жестами»
Прыг - скок
3. Речевое музицирование Развивать умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на «Волк»
«Тук – тук»
деревянных палочках.
4.
Музыкально
– Движения выполняются в соответствии со звучанием каждой части
«Мама отдыхает»
ритмические
игры
и музыкальной пьесы: на тихую музыку - движения на носках, на громкую упражнения.
движения на пятках.
Игра сопровождается пением.
5.
Развитие
слухового Разучить песню.
внимания, чувства ритма. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.
№
Тема занятия
«Звонкие бубны» И.Туманян
Кол-во
часов
1
Знакомство
1
2
Пальчики-ладошки
2
3
Петрушка в гостях у детей
6
4
Теремок
5
5
У медведя во бору
4
6
Кот и пёс
5
7
Зимний лес
3
Дата
проведения
(факт)
8
Праздник елочки
4
9
Снеговик Егорка
2
10
Зимний лес
3
11
Наши руки не для скуки
5
12.
Наши руки не для скуки
6
13
Игрушки в гостях у ребят
2
14
Храбрый заяц
2
15
Едем, едем к бабе с дедом
6
16
Будем маме помогать
2
17
Погуляем и споем
4
18
Веселись, детвора
6
19
Где ты, где ты солнышко?
2
20
Сорока-белобока
2
21
Мастер-класс «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых
нарушений у детей дошкольного возраста»
1
V. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Создание в детском саду логоритмики – дело непростое, ведь для этого должны быть определённые условия.
Помещение: хорошо освещенный, проветриваемый, достаточно просторный музыкальный зал.
Материально-техническое оснащение
Технические средства обучения: магнитофон; CD/DVD-проигрыватель; современной детской музыки – в
формате MP3.
Учебно-практическое оборудование: ростовые стулья по количеству всех участников (детей и взрослых);
мульмедийное оборудование: интерактивная доска, ноутбук и т.п.
Для успешной реализации данной программы и её результативности необходим соответствующий
инструментарий:
- Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые
ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися
мехами и т.д.
- Озвученные музыкальные игрушки-инструменты:
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны,
трещотки, барабаны, маракасы, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки, тамбурин,
колокольчики (с ручкой, валдайские), барабаны, треугольник малый, средний, большой, литавры, гонг малый,
деревянные ложки, трещотки пластинчатая и круговая, музыкальные коробочки, бубенцы, рубель, румба, тон-блок,
тарелки);
Учебно-методическое обеспечение:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей.
2. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
3. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А.
Новоскольцевой.
4. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
5. О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
6. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
7. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
8. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
2. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
3. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
5. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием
речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед.
Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И.
9. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
10. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
11.Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
12.Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
13. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ»,
2004;
14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-
фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
15. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
16. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
17.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
18.Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М.Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс,
2007;