l]enapranreur o6pa:osanus Aruusncrpaulzl4 r. ExarepuH6ypra
eHr4e - nercxufi caa l\s 509
BATCJIbHOC
MvHnuu n ar bno e aBTottoMHoe AoIuKoJIbHoe
COt_IIACOBAHO:
Ha neAarorilqecKoM coBere
Y - Aercrufi caa J\b 509
A6u:nAaesa M-B.
flononuureJrbHafl o6paronareJlbHafl nporpaMMa
ir orofleAnqecKoro Kpyr(Ka
(BecerbIft q3blqoK>>
(ra HA ra e nAyaJr bHbte Jr ororl egurl e cKI{e 3 a Hfl Tuq)
Arq Aereil 5-7 ler
na 2024-2025 vqe6Hufi roA
Y.IureJrr-JIoroneA
fopoxona O.A.
Enarepun6ypr,2024r
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
5.
6.
6.1.
6.2.
7.
Паспорт программы
Пояснительная записка
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы
Этапы коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению
Структура проведения логопедических занятий
Содержание дополнительной образовательной программы
Организация образовательного процесса
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
Ожидаемы результаты или критерии оценки, или достижений
детей
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы
Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей
старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного
образования
Список используемой литературы
3
5
9
9
14
16
16
16
18
18
19
20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Социальный заказ родителей воспитанников МАДОУНеобходимость создания
детский сад №509
программы
Наименование программы Дополнительная образовательная программа
для дошкольников коррекционной направленности
Исполнитель программы
МАДОУ-детский сад №509
Цель программы
Создание
благоприятных
условий
для
совершенствования звукопроизношения у детей 5-7
лет в условиях дошкольного учреждения
Задачи программы
1. Совершенствовать движения артикуляционных
органов,
необходимых
для
правильного
произношения звуков и подготовка речевого
аппарата к речевой нагрузке;
2. Исправлять звукопроизношение;
3. Развивать фонематический слух и восприятие;
4. Способствовать развитию правильного речевого
дыхания;
5. Развивать движения кистей и пальцев рук;
Программа рассчитана на 1 год
Сроки реализации
программы
Форма проведения занятий Индивидуальная
Режим занятий
2 раза в неделю по 25-30 минут
На кого рассчитана
программа
Программа разработана
дошкольного возраста.
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение правильно выстраивать значимые речевые
отрезки
(словосочетания,
предложения,
высказывания);
Исполнители основных
мероприятий программы
- учитель-логопед;
для
детей
старшего
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: коррекционно-развивающая.
Возраст: старший дошкольный возраст.
Срок реализации: 1 год.
Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без
чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться
строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём – пяти годам, но
иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей,
речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся,
попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за
собой отставание в развитии ребёнка.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной
логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа,
тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо
выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ,
челюстей – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов,
принимающих участие в речи.
Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими
теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой, Л.С.
Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему
в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание
способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо
дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь
артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и
является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Актуальность. За последние годы резко возросло количество детей, имеющих
ту или иную речевую патологию. Среди них есть многочисленная группа детей,
страдающих фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Фонетико –
фонематическое недоразвитие речи рассматривается как нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи имеет место при таких формах
речевых расстройств как: дислалия, дизартрия или стёртая дизартрия, ринолалия. У
детей с ФФНР интеллект и биологический слух не нарушены.
Однако отмечается ряд особенностей мыслительной деятельности вторичного
характера. Так, внимание носит неустойчивый характер, отмечаются трудности
4
концентрации, переключаемости. Объём слухо-речевой памяти, нередко, снижен.
Формирование навыков самоконтроля и планирования собственной деятельности
запаздывает. Комплексный характер проблем в структуре ФФНР обуславливает
значимость и востребованность образовательных программ, направленных на
преодоление данных нарушений у детей дошкольного возраста.
Направленность дополнительной образовательной программы. Данная
программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (детей 5 – 7 лет).
Учитывая возрастные особенности данной группы детей, основной акцент в работе
сделан на применении игровых методов, широкое использование наглядных
средств, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия. В
ходе проведения занятий с детьми, предусмотрено выполнение творческих
домашних заданий: систематическое повторение комплекса артикуляторной
гимнастики, повторение слоговых рядов, слов, чистоговорок, заучивание стихов,
составление рассказов на стадии автоматизации звука. Предлагаются задания на
развитие графических навыков (обводка, штриховка). Сочетание специально
организованных занятий и продуктивной домашней работы способствует более
успешному и скорому усвоению речевых навыков. В связи с этим проводится
консультационная работа с родителями детей, даются рекомендации, анализируются
результаты коррекционной работы.
Цель представленной программы: создание оптимальных условий для
коррекции нарушения звукопроизношения, недоразвития фонематических
процессов, а также оптимизации развития лексико – грамматического строя речи и
навыков связной речи.
В соответствие с поставленной целью нами был выделен ряд задач:
Образовательные:
- Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков,
отсутствующих/дефектно произносимых;
- Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и
синтеза, фонематические представления;
- Расширить представления о подходах к дифференциации звуков;
- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза;
Развивающие:
-Развивать слуховое восприятие и слухо-речевую память;
Обогащать словарный запас и навыки грамматически правильного
оформления высказывания.
5
Воспитательные:
- Сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим
занятиям;
- Активизировать коммуникативную деятельность детей.
- Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.
Необходимо отметить, что постановка, автоматизация и дифференциация звуков
проводятся поэтапно. Сами этапы и их последовательность неизменны для
различения групп звуков. Общими являются требования к подбору речевого
материала. Ожидаемые результаты работы связаны с повышением уровня развития
фонематических
процессов
(сформированность
слухопроизносительной
дифференциации оппозиционных звуков, владение навыками аналитико –
синтетической деятельности: простыми и сложными формами, включая
фонематические
представления),
нормализацией
звукопроизношения,
совершенствованием лексико-грамматического строя речи, оптимизацией навыков
связной речи. Важным предполагаемым результатом является создание предпосылок
для успешного овладения навыками языкового анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты
В результате успешного освоения программного содержания у детей будут
сформированы:
-правильный артикуляторный уклад звука, отсутствующих/дефектно произносимого;
-навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления; навыки слогового анализа и синтеза;
-представления об акустических и артикуляторных характеристиках речевых звуков.
Будут развиты:
- слуховое восприятие и слухо-речевая память;
общие речевые умения и навыки (речевое дыхания, навыки дикции,
интонационное оформление речи);
словарный запас и навыки грамматически правильного оформления
высказывания;
навыки коммуникативной деятельность во взаимодействии с педагогом и
сверстниками;
интерес к изучению различных языковых явлений.
Форма проведения занятий: индивидуальная
Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц
Каждое занятие включает в себя:
- артикуляционные упражнения;
- пальчиковые игры и упражнения;
- дыхательные и голосовые упражнения;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха.
6
Продолжительность занятий – 25-30 минут;
Периодичность занятий - 2 раз в неделю;
Схема организации занятий.
Основной формой осуществления образовательного процесса является
занятие, которое строится по схеме:
дидактическая игра, создающая мотивацию;
затруднения в игровой ситуации;
открытие нового знаний и умений;
воспроизведение нового в типовой ситуации;
повторение и развивающее задание;
итог занятия.
7
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование индивидуальной
образовательной деятельности проводится в следующем объеме:
№
Этап работы
п/п
Количество
часов
1
Диагностический
1
2
Подготовительный
4
3
Формирование
произносительных навыков
58
4
Итоговая диагностика
1
Итого
64
Обоснованность выбора количества часов:
Продолжительность работы по коррекции звукопроизношения во многом
обусловлена количеством нарушенных звуков и индивидуальными особенностями
ребенка.
3.1. Этапы коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению
1 этап – Диагностический
Задачи:
а) диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
б) углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой
системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;
в) выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности
обучения на последующих этапах;
г) констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для
определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной
логопедической работы.
2 этап - Подготовительный
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
8
в) формирование физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой
гимнастики.
3 этап – Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектов звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности:
(Изменения допустимы, если они продиктованы индивидуальными
особенностями детей и способствуют успешному продвижению в коррекционной
работе)
свистящие [с], [с´], [з], [з´],[ц] ;
шипящие [ш], [ж], [ч], [щ].
соноры [л], [л´], [р], [р´];
Способ постановки смешанный
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», Желобок», «Щеточка»,
«Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
для [р], [р´]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Барабанщик»,
«Грибок», «Гармошка», «Пулемет»;
для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах :
а) з [ш], [ж], [с´], [з´], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в
обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
б) [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
в) [р], [р´] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию языка.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по следам
автоматизации в слогах, в той же последовательности).
9
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
4). Автоматизация звуков в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в
отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стихи с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
С — З, С – Сь, С — Ц, С — Ш;
Ж — З, Ж — Ш;
Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;
Щ — Сь, Щ — Ть, Щ — Ч, Щ — Ш;
Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. Д.).
7). Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и
синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.
8). Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в
том числе и речеслуховой на отработанном материале.
9). Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых
звуков.
Грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
4 этап – Итоговая диагностика
Задачи:
а) проведение диагностической процедуры логопедического исследования
состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и
устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном
плане);
б) определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных)
перспектив.
№
п/п
Название темы
(раздела)
Содержание учебного раздела
Колво
часов
1 этап – Диагностический
1 Первичное
обследование
* Обследование состояния
артикуляционного аппарата.
1
10
Состояние
звукопроизношения.
* Обследование особенностей
Моторики артикуляционного
аппарата.
* Обследование произношения
звуков (изолированное и в
самостоятельной речи).
2 этап – Подготовительный
2 Общая и речевая
моторика
* Работа над развитием
координации движений.
* Развитие мелкой моторики.
* Развитие физиологического и
речевого дыхания.
* Развитие артикуляционной
моторики.
3 этап. Формирование произносительных умений и навыков
3 Постановка и
автоматизация
свистящих звуков
(С,СЬ, З, ЗЬ, Ц )
* Обучение осознанию звуков
как определенной
последовательности
артикуляционных поз.
* Выполнение
артикуляционных упражнений
для подготовки к постановке
звуков.
* Вызывание и постановка
звуков с механической
помощью и без.
* Закрепление произношения
поставленных звуков:
-в слогах;
- в словах;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках,
стихах.
* Дифференциация звуков в
произношении.
4
20
11
4
5
Постановка и
автоматизация
шипящих звуков
(Ш, Ж, Ч, Щ )
Постановка и
автоматизация
сонорных звуков
(Л, ЛЬ, Р, РЬ, )
* Обучение осознанию звука
как определенной
последовательности
артикуляционных поз.
* Выполнение
артикуляционных упражнений
для подготовки к постановке
звуков.
* Вызывание и постановка
звуков с механической
помощью и без.
* Закрепление произношения
поставленных звуков:
-в слогах;
- в словах;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках,
стихах;
- в скороговорках;
- в спонтанной речи
* Обучение осознанию звука
как определенной
последовательности
артикуляционных поз.
* Выполнение артикуляционных
упражнений для подготовки к
постановке звуков.
* Вызывание и постановка звуков с
механической помощью и без.
* Закрепление произношения
поставленных звуков:
-в слогах;
- в словах;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках,
стихах;
- в скороговорках;
20
20
12
4 этап. Диагностический
6
Итоговое
обследование
звукопроизношения
Итого
* Обследование произношения
звуков (изолированное и в
самостоятельной речи).
1
64
3.2. Структура проведения логопедических занятий
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (общие, специальные упражнения, упражнения
по развитию силы голоса и выдоха)
3. Объявление темы занятия
4. Постановка звука (по подражанию, от сохраненной фонемы, от артикуляционных
упражнений, механическим воздействием)
5. Анализ артикуляции по плану:
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка (кончика, спинки, корня);
- участие голосовых складок;
- характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического восприятия – опознавание звука:
- в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим
характеристикам;
- в слогах;
- в предложениях;
- в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Итог занятия
Качественный анализ, заключительное проговаривание, оценка работы ребенка с
положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1. Организационный момент
2. Артикуляционная зарядка (специальные артикуляционные упражнения )
3. Объявление темы занятия
13
4. Произношение изолированного звука
5. Анализ артикуляции
6. Характеристика звука
7. Связь звука с буквой
8. Развитие фонематического слуха
9.Закепление звука в слогах.
Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах;
11. Закрепление звука в предложении.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической
направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются.
4. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов
артикуляции.
5. Характеристика звуков.
6. Связь звуков и букв.
7. Развитие фонематического слуха.
8. Дифференциация звуков в слогах.
9. Дифференциация звуков в словах.
10. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с выделением слов,
содержащих смешиваемые звуки, выделение данных звуков из слов.
11. Дифференциация звуков в тексте.
12. Итог занятия
Качественный анализ, оценка работы ребенка с положительной психологической
направленностью.
Каждая часть занятия предусматривает
вариативность
используемых
заданий. Исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития
артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов в
структуру занятия логопед может вносить изменения.
14
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Программа содержит описание организации и содержания дополнительной
коррекционной работы с детьми старшего возраста с ФФНР в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования. Так же в программе предусмотрены:
* Практические задания для развития зрительного восприятия и ориентировки в
пространстве;
* *Выполнение пальчиковых игр и упражнений в соответствии с тематическим
планом;
Учитывая возрастные особенности дошкольников и особенности здоровья,
овладение разными навыками на разных этапах, обеспечивается средствами
реализации следующих задач:
-Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со
стихами.
-Логопедические попевки (аудио)
-Пальчиковые игры.
-Мячи, колечки Су – джок для массажа пальчиков.
-Дыхательные упражнения (картотека).
-Стишки, скороговорки для улучшения дикции (картотека, презентации).
-Игры на развитие фонематического слуха (картотека, презентации).
-Практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в
пространстве.
4.1. Организация образовательного процесса
Последовательность изучения звуков, количество занятий, отведённое на
каждый звук, определяется характером и степенью выраженности речевого
нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей
и может меняться по усмотрению учителя-логопеда. Набор детей для
индивидуальных занятий осуществляется по запросу родителей (законных
представителей), рекомендациям учителя-логопеда.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов
образовательной и воспитательной работы. В зависимости от содержания занятий,
степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях
15
образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От
правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми
разделов и тем программы.
Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу,
инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия
может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа,
инструктаж, анализ артикуляторных и акустических характеристик звука,
звукового/слогового состава слова.
Наглядные методы активное использование данной группы методов во
многом определено возрастными особенностями детей, занимающихся по
программе. Использование наглядного материала активизирует деятельность
разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь,
способствует более прочному закреплению новых условных связей при
формировании артикуляции звуков, навыков звукового и слогового анализа и
синтеза.
Практические методы являются основными в реализации данной
образовательной программы, обеспечивая непосредственное ознакомление
дошкольников с артикуляторным укладом и акустическими характеристиками
звуков, умения анализировать звукобуквенные связи, овладеть навыками,
лежащими в основе формирования письменной речевой деятельности в будущем.
Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у
детей представлений и практических умений посредством включения игровых
заданий и упражнений (дыхательная гимнастика, артикуляторная гимнастика).
Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной
деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью
выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же
поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение
комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать
способы достижения положительного результата, основанные на гибком
использовании простых и сложных форм звукового анализа, активизации
словарного запаса (смысловая догадка, актуализация конкретных семантических
полей).
Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений
осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются
следующие показатели усвоения детьми программы:
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение строить предложения;
- умение произносить монолог, чётко высказываться;
16
- умение вступать в диалог;
Виды контроля и мониторинг:
Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения
уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных
стандартом(ФГОС);
Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения
знаний и умений по теме;
Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью
определения уровня развития речевых способностей.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Продуктивная деятельность организации детей:
открытый показ кружкового занятия .
6.1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы
Система получения точных данных о достижении детьми планируемых
результатов освоения Программы обеспечивается посредством мониторинга,
представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения
информации.
Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе
оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются 34 проблемы и
разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда
ФГОС ДО;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов
коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для
осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей;
По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и
речевом развитии детей, прошедших курс логопедических занятий.
Используемые методики:
Н.
В.
Нищева
Примерная
адаптированная
программа
коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для
17
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
(Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО)
О.Б. Иншакова Альбом для логопеда – М., Владос, 1998г.
(иллюстрированный материал для обследования устной речи детей).
О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного
возраста – С-Пб., Литера, 2011г.
6.2.Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей
старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему
компоненты:
1. Состояние звукопроизношения.
2. Состояние фонематических процессов.
3. Состояние навыка звукового анализа.
4. Состояние активного словаря.
5. Состояние грамматического строя речи.
6. Состояние связной речи.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной
деятельности детей, занимающихся с логопедом, заполняются речевые карты
воспитанников и применяется система оценки состояния речевого развития детей
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Дигностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических
рекомендаций. – СПб., 2000
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
3. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа
по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФНР. – М., 1998
5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. СПБ., 2001.
6. Лопухина И. В . Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб 1995.
7.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – Минск, 1997.
8. Филечева Т. Б., Чиркина Г.В. Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи. – М., 1978.
9. Филечева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у
дошкольников. – М., 1993.
10. Филечева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1999
Список литературы, рекомендованный родителям.
1. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков. СПб., 1995.
2. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей.М., 1999.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления
произношения звуков: “л”, “р”, “с”, “з”, “ш”, “ж”, “щ”, “ч”, “ц” М., 1999-2000.
4. Корнев А.Н. , Старосельская Н.Е. Как научить ребёнка говорить, читать и думать
СПб., 1999
5. Репина З.А. , Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург 2000.
6. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения М., 2000.
7. Филичева Т.Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатиринбург 2000.
19
20