Содержание
Паспорт программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Адресат программы
Объём программы
Формы обучения и виды занятий по программе
Срок освоения программы
Режим занятий
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план
Содержание учебного плана
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Этапы и формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Воспитательный модуль
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Паспорт программы
Наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность »
Разработчик программы:
Черепахина Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования
Ответственный за реализацию программы:
Черепахина Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования
Образовательная направленность:
Социально-гуманитарная
Цель программы:
формирование финансовой
дошкольников
Задачи программы:
культуры
и
основ
финансовой
грамотности
у
обучающие:
познакомить дошкольников с элементарными финансовыми понятиями, историей
появления денег и их назначении;
сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение
к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
научить соотносить понятия надо, хочу и могу.
воспитательные:
прививать интерес к изучению мира финансов;
сформировать у детей интерес к формированию финансовой культуры, соблюдению
«цифровой» безопасности;
способствовать формированию ответственности и самоконтроля;
развивающие:
развивать экономическое мышление; познавательную и речевую активности;
развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся;
активизировать коммуникативную деятельность детей.
Возраст учащихся:
от 6 до 7 лет
Год разработки программы:
2023, внесены изменения: 2024
Сроки реализации программы:
1год (всего 36 часов, по1 часу в неделю)
Нормативно-правовое обеспечение программы: для сетевых
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (внесены изменения от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ; от 02.07.2021г. № 322-ФЗ)
2.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития РФ на
период до 2030»
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г № 678-р);
8.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ» (включая разно-уровневые программы);
9.
Закон «Об образовании в Свердловской области» редакция от 03.07.2013 №86ОЗ;
10.
Приказ Департамента образования и Свердловской области от 05.04.2019 №740
«Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей»;
11.
Нормативно-правовые документы учреждения:
Устав МАДОУ – детский сад № 509;
Положение об организации деятельности Муниципального автономного учреждения
МАДОУ – детский сад № 509;
Учебный план МАДОУ – детский сад № 509;
Правила приема в Муниципальное автономное учреждения МАДОУ – детский сад №
509;
Календарный учебный график;
Положение
«Об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ МАДОУ – детский сад № 509;
Положение о режиме занятий обучающихся;
Положение о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ Муниципального автономного учреждения МАДОУ – детский сад
№ 509;
Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной общеобразовательной
программе.
Инструкции по технике безопасности.
Методическое обеспечение программы:
рабочие тетради, практикум и пособие для начальной школы 1-3 класс «Введение в
финансовую грамотность» авторов: Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова;
стихи М.А. Лангер под общ. редакцией Е.Л. Рутковской, Видеоролики «Уроки тетушки
Совы», «Смешарики
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» (далее ДООП) соответствует требованиям нормативно-правовых документов
Российской Федерации и Свердловской области регламентирующих образовательную
деятельность учреждений дополнительного образования.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного
педагогического опыта.
В содержании программы уделено особое внимание воспитывающему компоненту,
направленному на формирование у учащихся социокультурных, духовно-нравственных
ценностей, исторических и национально-культурных традиций российского общества и
государства.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Финансовая грамотность» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» имеет социально-гуманитарную направленность.
Реализация программы ориентирована на формирование и развитие финансовых
знаний детей, и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном совершенствовании формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни за рамками основного образования
Реализация ДООП не нацелена на достижение результатов освоения
образовательной программы дошкольного образования и основной образовательной
программы начального, основного и среднего общего образования, предусмотренных
федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и
основного общего образования.
Актуальность программы
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников
обусловлена необходимостью подготовки ребёнка к условиям реальной жизни, его
ориентации в происходящих экономических событиях, а также преемственностью
экономического обучения в детском саду и в школе
В дошкольном возрасте не стоит задача формирования полноценных знаний умений
и навыков реального обращения с деньгами. Тем не менее, именно дошкольный возраст
является самым продуктивным в плане начала формирования таких индивидуальнопсихологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли,
которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Данная программа предусматривает пересечение со всеми образовательными
областями, тем самым обеспечивая высокую эффективность усвоения предлагаемого
материала
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы – применение различных игр, игровых и
творческих заданий, с помощью которых учащиеся смогут познавать экономическую
действительность и на практике применить свой накопленный экономический опыт.
Программа способствует формированию экономического сознания дошкольника, в
ходе основного вида деятельности пробуждая экономическое мышление, умение
размышлять, анализировать игровую ситуацию и собственные действия в ней
Программа способствует обогащению детского словаря, помогает приобретать такие
качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться
проигрыша, стремление доводить начатое до конца, формирует здоровый интерес к
деньгам, осознание правил их честного зарабатывания
Новизна программы заключается в большом количестве заданий направленных на
формирование безопасного финансового поведения, воспитания грамотного отношения к
финансовым ресурсам, понимания ценности денег и собственных потребностей в процессе
игр и выполнения игровых заданий, участия в различных викторинах для учащихся,
создании стенгазет, плакатов, дизайнерских разработок, связанных с тематикой курса.
Каждый образовательный блок предусматривает не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельно-практического опыта. Практические задания
способствуют формированию у детей практического опыта в обращении с деньгами
(игровыми) и использованию полученных знаний в создании эскизов и плакатов по
тематике программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у
дошкольников не только представлений о мире и функциях финансов, истории их
возникновения; взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали,
этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека, но и
умения на практике, в игровой форме или в процессе выполнения творческих заданий,
применить полученные знания. Учащиеся научатся понимать реальные потребности и
оценивать свои возможности в мире финансов, поймут принципы формирования семейного
бюджета, формирования накоплений и безопасного финансового поведения.
Уровень сложности программы - стартовый
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» разработана для учащихся 6-7 лет. Занятия проводятся в группах до 15
человек.
Для обучения принимаются все желающие
Данная программа реализуется педагогом МАДОУ – детский сад № 509; в форме
сетевого взаимодействия в соответствии с Договором о сетевой форме реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
на
базе
образовательной организации-участника сетевого взаимодействия.
Приём учащихся осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан
в Муниципальное автономное учреждения МАДОУ – детский сад № 509 для зачисления
учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программами и порядком приема на обучение по сетевой программе, на основании
Договора о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными
потребностями через индивидуальный образовательный маршрут с учетом их
психофизиологических особенностей. В этом случае численный состав объединения может
быть сокращён.
Объём программы
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Финансовая грамотность» составляет 36 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения по программе – очная.
Основной вид организации образовательного процесса по реализации ДООП
«Финансовая грамотность» - групповое занятие.
Реализация программы предусматривает организацию и проведение воспитательных
мероприятий, направленных на совместную деятельность учащихся и родителей (законных
представителей).
Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Финансовая грамотность»:
Групповая работа
Игра
Творческая работа
Соревнование
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный;
Наглядный;
Практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Срок освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Финансовая грамотность» составляет 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью
30 минут каждое. Во время занятий предусмотрены динамические паузы, Физминутки.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и
закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных
особенностей учащихся и порядка проведения занятий, с учетом условий по Договору о
сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Организация обучения по ДООП осуществляется на базе образовательной
организации-участника сетевого взаимодействия с использованием материальнотехнической и учебно-методической базе Муниципального автономное учреждения МАДОУ –
детский сад № 509 в соответствии с Договором о сетевой форме реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность»
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у
дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
познакомить дошкольников с элементарными финансовыми понятиями, истории
появления денег и их назначении;
сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное
отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
научить соотносить понятия надо, хочу и могу.
Воспитательные:
прививать интерес к изучению мира финансов;
Приобщение к экономической и финансовой культуре, соблюдение «цифровой»
безопасности
способствовать формированию ответственности и самоконтроля.
Развивающие:
развивать
экономическое
сознание
детей,
экономическое
мышление;
познавательную и речевую активности;
развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся;
активизировать коммуникативную деятельность детей.
1.3. Содержание программы
Учебный план
(стартовый уровень)
№
1
1.1.
1.2.
1.3
1.4
1.5
1.6.
1.7.
1.8
2
2.1
2.2
Название раздела/темы
«Что такое деньги и их история»
Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ»
Игровой тест « Найди пару» «Назови
профессии»
Что такое деньги? Зачем нужны деньги?
Как появились деньги? Какими они
были?»
Национальная валюта. Что изображено
на российских купюрах?
Иностранная валюта. Какие деньги в
других странах?
Деньги мира. Где живут деньги? Банк.
Рисуем Банк.
Виды денег: наличные и безналичные
Итоговое занятие «Финансовая
эстафета»
«Доходы и расходы»
Что нужно семье? Д/ И «Найди лишнее»
Зачем люди работают?
Количество часов
Всего Теория Практика
8
1
7
Формы
контроля
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Эстафета
1
1
1
0
0
1
Рассуждение
15
Игра
2
2.3
Откуда в семье берутся деньги?
Доходы. (Клады лотереи и наследство.)
1
0
1
2..4
Доходы: Зарплата, пенсия, стипендия,
пособия
1
0
1
2.5
Доходы. Дополнительные доходы
1.
0
1
2.6
Итоговое занятие по теме «Доходы
Игра, «Какие бывают доходы»
1
0
1
1
0
1
1
1
0
Рассуждение
1
0
1
Игра
2.7
2.8
2.9
Расходы. Какие они бывают?
Хобби – доход или расход?
Игровой тест
Потребности и возможности: «Надо и
Игра
№
3.3.
3.4.
3.5.
Название раздела/темы
хочу»
Потребности и возможности
Изготовление плаката
Бюджет. Что это?
Распределение бюджета семьи
Викторина «Про бюджет»
Сюжетно ролевая дидактическая игра «
Идем в магазин»
Итоговое занятие: «Заработай и
потрать»
«О важном»
Орел и решка что это? Отгадывание
кроссвордов и загадок о деньгах.
Деньги настоящие и не настоящие.
Ответственность Монеты и купюры.
Банк. Что такое Банк?
Викторина «Что? Где? Когда?»
Почему нужно беречь ресурсы?
3.6
Осторожно – мошенники!
1
1
0
3.7
3.8
Кредит– что это такое?
Что такое страхование
1
1
1
1
0
0
Рассуждение
3.9.
Про налоги
1
1
0
Творческое
задание
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
3.
3.1
3.2.
4.2.
4.3.
«Как экономить и сберегать»
Жизненная математика. Сдача и размен
монет.
Зачем семье сбережения?
Когда берешь в долг.
4.4.
Итоговое занятие : « Секреты денег»
4.
4.1.
Итого:
Количество часов
Формы
контроля
Творческое
задание
1
0
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
Диагностическая
викторина- игра
9
6
Игра
3
1
0
1
Игра
1
0
1
Исследование
1
1
1
1
0
1
0
1
0
Рассуждение
Игра
Рассуждение
Творческое
задание
4
4
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
1
36
9
Игра
Викторина
«Я и деньги»
28
Содержание учебного плана
(Стартовый уровень)
1. Раздел Что такое деньги и их история (8ч.)
Воспитывающий компонент. Формирование представлений об истории
возникновения товарно-денежных отношений, национальной и иностранной валюте, видах
современных денежных средств. Привитие интереса к истории страны и денег.
Привлечение внимания к соблюдению техники безопасности и правил поведения во время
занятий.
Тема 1.1 «Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ».
Теория: Введение в программу обучения. Знакомство с целями, задачами, основными
направлениями образовательной программы. Проведение инструктажа по технике
безопасности.
Практика: Беседа, «Что мы знаем о Деньгах»». Игровой тест «Найди пару», назови
профессии»
Форма контроля: игра.
Тема 1.2«Что такое деньги? Зачем нужны деньги?»
Теория: Беседа, «Что такое деньги, зачем они нужны?». Просмотр обучающего видео
«Уроки тетушки Совы «Что такое деньги?»
Практика: Д\И «Давай поменяемся»
Форма контроля: игра
Тема 1.3. «Как появились деньги? Какими они были?»
Теория: просмотр мультфильма «История денег,» беседа «Какими были деньги, когда
денег не было»
Практика: рисуем деньги для племени Мумба- юмба»
Форма контроля: игра
Тема 1.4. Национальная валюта. Что изображено на российских купюрах?
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Изображения на
Российских рублях» беседа по содержанию видео
Практика: Д/И «Найди пару к купюре и скажи что на ней изображено»
Форма контроля: игра
Тема 1.5 Иностранная валюта. Какие деньги в других странах?
Теория: просмотр обучающего видео «Бодо Бордо «Валюты»
Практика: Д/ И «Собери паззл и назови валюту», рисуем валюту волшебной страны.
Форма контроля: игра
Тема 1.6 «Деньги мира. Где живут деньги? Банк». Рисуем Банк
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Устройство банковского
отделения», «Уроки тетушки Совы «О банке»
Практика: «собери пазал» (логотипы банков) Рисуем банк
Форма контроля: игра
Тема 1.7 «Виды денег: наличные и безналичные»
Теория: просмотр обучающего видео «Уроки тетушки совы. «Безналичные деньги»
Практика: Д/И «Найди банковскую карту», рисуем эскиз детской карты
Форма контроля: игра
Тема 1.8 Итоговое занятие «Финансовая эстафета»
Теория: вспомнить правила спортивных соревнований, разделиться на команды, придумать
название своей команды.
Практика: «Финансовая эстафета»
Форма контроля: игра
2. Раздел Доходы и расходы (15 ч.)
Воспитывающий компонент. Формирование представлений о видах доходов и
расходов семьи, понятия «Бюджет семьи» и правилах его составления. Формирование
умения разумно совершать карманные расходы; понимания личной доли ответственности
в благосостоянии семьи. Привитие финансового мышления.
Тема 2.1. Что нужно семье? Д/ И «Найди лишнее»
Теория: беседа- рассуждение «Что нужно семье» рассматривание иллюстраций
Практика: работа с раздаточным материалом (карточки с изображением семей разного
состава), Д/И «Найди лишнее»
Форма контроля: рассуждение
Тема 2.2. Зачем люди работают?
Теория: просмотр обучающего видео «Уроки тетушки Совы «Работа и зарплата». Беседа,
рассматривание иллюстраций.
Практика: Д/И «Назови профессии»
Форма контроля: игра
Тема 2.3 Откуда в семье берутся деньги? Доходы. (Клады лотереи и наследство.)
Теория: Беседа «Клады и сокровища» («Финансовая грамотность. Ликбез с родителями и
без») просмотр обучающей презентации
Практика: работа с раздаточным материалом, Д/И «мини квест «Найди клад»
Форма контроля: игра
Тема 2.4 Доходы: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия
Теория: Беседа «Из чего состоят доходы семьи» просмотр обучающей презентации
Просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Откуда берется зарплата»
Практика: работа с раздаточным материалом, Д/И «Доходы семьи»
Форма контроля: игра
Тема 2.5 Доходы. Дополнительные доходы
Теория: беседа «Что такое дополнительные доходы? Как можно заработать деньги не
работая на работе?»
Практика: «Мини- ярмарка» (Дети делают небольшие поделки из бумаги и продают их за
игровые деньги)
Форма контроля: занятие игра
Тема 2.6 Итоговое занятие по теме «Доходы Игра «Какие бывают доходы»
Теория: повторить правила поведения во время занятий. Разделить на команды придумать
командам названия.
Практика: игра «Какие бывают доходы»
Форма контроля: игра.
Тема 2.7 Расходы Какие они бывают?
Теория: просмотр обучающего видео «Спокойной ночи малыши! Расходы» Беседа о
расходах.
Практика: Д/И «Найди расходы» работа с раздаточным материалом «Где покупают и
продают разные товары?» (Занимательные финансы Р.Т. 5-6 лет Л.В. Стеханович.)
Форма контроля: игра
Тема 2.8 Хобби – доход или расход? Игровой тест Промежуточная аттестация
Теория: просмотр обучающей презентации
Практика: Игровой тест «Доходы и расходы какие они бывают?»
Форма контроля: рассуждение
Тема 2.9 Потребности и возможности: «Надо и хочу»
Теория: просмотр обучающего видео «Уроки тетушки Совы «Потребности и
возможности»
Практика: Д/И «НАДО И ХОЧУ» работа с раздаточным материалом «Потребности и
желания» (Занимательные финансы Р.Т. 5-6 лет Л.В. Стеханович..)
Форма контроля: игра
Тема 2.10 Потребности и возможности Изготовление плаката
Теория: вспомнить о том, что важно для каждого человека и что является не обязательным)
Практика: изготовление плаката «НАДО И ХОЧУ»
Форма контроля: творческое задание
Тема 2.11 Бюджет. Что это?
Теория: Чтение книги Т. Попова «Что такое деньги» глава «Откуда люди берут деньги и
куда их тратят» ст.41
Практика: Д/И «Угадай где продается», «Что сколько стоит»
Форма контроля игра
Тема 2.12 «Распределение бюджета семьи»
Теория: просмотр видео «Уроки тетушки Совы «Семейный бюджет»
Практика: Д/ И «Идем в магазин» Викторина «Что такое доходы»
Форма контроля: игра
Тема 2.13 Викторина «Про бюджет»
Теория: разделить на 2 команды, объяснить правила проведения викторины.
Практика: Викторина «Про бюджет», деловая игра «Семейный бюджет»
Форма контроля: игра
Тема 2.14 Сюжетно ролевая дидактическая игра «Идем в магазин»
Теория: разделить на 2 команды, объяснить правила игры, вспомнить правила поведения в
группе
Практика: Сюжетно ролевая дидактическая игра «Идем в магазин»
Форма контроля: игра
Тема 2.15 Итоговое занятие: деловая игра «Заработай и потрать»
Теория: разделить на 2 команды, объяснить правила игры, вспомнить правила поведения в
группе, раздать атрибуты.
Практика: деловая игра «Заработай и потрать»
Форма контроля: игра
3. Раздел О Важном (9 ч)
Воспитывающий компонент. Формирование ответственного отношения к
деньгам как к ресурсу, безопасного поведения в мире финансов
Тема 3.1. «Орел и решка что это?» Отгадывание кроссвордов и загадок о деньгах.
Теория: просмотр обучающей презентации «Орел и решка»
Практика: Д/И «Собери паззл (орел и решка монет и купюр)», работа с раздаточным
материалом, отгадывание кроссвордов, и загадок о деньгах
Форма контроля: игра
Тема 3.2 Деньги настоящие и ненастоящие. Ответственность Монеты и купюры.»
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Фальшивые деньги и борьба с
ними»
Практика: Д/И «Найди настоящие», «Найди пару»
Форма контроля: исследование
Тема 3.3. «Банк. Что такое Банк?»
Теория: просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Знакомство с отделением
банка», «Уроки тетушки Совы» Банк», беседа.
Практика: мини-викторина «Про банк», рисуем волшебный банк волшебной страны.
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.4 Викторина «Что? Где? Когда?»
Теория: разделить на 2 команды выбрать капитанов, объяснить правила игры.
Практика: Викторина «что? Где? Когда?»
Форма контроля: игра
Тема 3.5 «Почему нужно беречь ресурсы?
Теория: Просмотр обучающего видео «Клуб деловых детей «Ограниченность
материальных ресурсов» беседа.
Практика: работа с раздаточным материалом («Занимательные финансы РТ, 6-7 лет». Л.В.
Стахович. ст31)
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.6 Осторожно – мошенники!
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики «Незнакомец»
Практика: создание плаката «Осторожно, Мошенники!»
Форма контроля: творческое задание.
Тема 3.7 Кредит– что это такое?
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики. Танец в кредит», беседа.
Практика: работа с раздаточным материалом («Занимательные финансы РТ, 6-7 лет». Л.В.
Стахович. Ст23, «Финансовая грамотность для детей 10простых шагов в фактах и
заданиях», ст.8)
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.8 Что такое страхование
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики Накопления и страхование (8.22)»
Практика: работа с раздаточным материалом, «Викторина «Что такое страхование?»
Форма контроля: рассуждение
Тема 3.9 Про налоги
Теория: просмотр обучающего видео «Финансовая грамотность 3. Налоги» беседа.
Практика: создание плаката «Для чего платить налоги?»
Форма контроля: Творческое задание
4 Раздел Как экономить и сберегать (4 ч.)
Воспитывающий компонент: Привитие понимания необходимости сбережений и
правил накопления денег. Формирование понятия «кредит», «долг» и понимания
ответственности за его выплату. Акцентирование внимания на разумном потреблении
ресурсов, привитие навыков размена денежных единиц (монет и купюр), необходимости
просчитывать покупку до ее оплаты.
Тема 4.1 Жизненная математика. Сдача и размен монет.
Теория: просмотр обучающей презентации, беседа
Практика: Д/И «Разменяй денежку», «Без сдачи»
Форма контроля: игра
Тема 4.2 Зачем семье сбережения?
Теория: просмотр обучающего видео «Смешарики. Накопления» беседа
Практика: работа с раздаточным материалом. Д/И «Копим и сберегаем»
Форма контроля игра
Тема 4.3 Когда берешь в долг.
Теория: просмотр обучающей презентации, беседа
Практика: работа с раздаточным материалом Д/И «Занимаем и одалживаем», «Заплатить
долг скорее, так будет веселее»
Форма контроля: игра
Тема 4.4. Итоговое занятие: «Секреты денег»
Теория: разделить детей на команды, придумать название команд, выбрать капитанов.
Повторить правила поведения во время игр.
Практика: диагностическая викторина «Я и деньги»
Форма контроля: викторина.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения, учащиеся овладевают
следующими компетенциями
Предметные (образовательные):
знание элементарных финансовых понятий, истории появления денежных единиц и
их назначении;
приобретение навыков обращения с деньгами, форсированность правильного
отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
умение соотносить понятия надо, хочу, могу.
Мета предметные:
проявление элементарного экономического мышления; познавательной и речевой
активности;
проявление познавательного интереса к финансам как неотъемлемой стороне жизни
учащихся;
умение общаться и работать в команде.
Личностные:
проявление интереса к изучению мира финансов;
проявление интереса к экономической и финансовой культуре, понимание
«цифровой» безопасности;
сформированность ответственности и самоконтроля.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы следующие навыки:
soft skills:
Коммуникативные
навыки
Умение выражать свою
позицию, убеждение
Навыки
самоорганизации
Развитие
мышления
Управленческие навыки
Планирование
Логическое
Распределение задач
Умение быть лидером
Инициативность
Критическое
Ответственность
Умение общаться,
договариваться
Работоспособность
Творческое
Принятие решения
Умение работать в
группе
Нацеленность на
результат
Проектное
Систематизация
результатов
Мотивация
Распределение и
управление временем
Структурное
Решение проблем
hard skills: умение обращаться с деньгами, составлять список расходов и доходов,
ставить цели достигать их.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который
является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до
начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного
подразделения Муниципального автономное учреждения МАДОУ – детский сад № 509
Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормам, утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года - 1 сентября, окончание учебного года– 31 мая.
№
1
Год обучения
1 год обучения
Объем учебных
часов
36
Всего учебных
недель
36
Режим
работы
1 раз в
неделю
по 1 часу
Количество
учебных дней
36
В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной
дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Условия реализации программы
Содержание
условий
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся по программе. Данная программа рассчитана на реализацию в условиях
учреждения дополнительного образования, так и на базе образовательных организаций на
основе сетевого взаимодействия.
Материально-техническое обеспечение
В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое
обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения
заявленных результатов освоения образовательной программы. Для успешной реализации
программы необходимо:
оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья,
стенды, шторы-затемнения, ровная поверхность 1.1х 2,1м);
технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный проектор,
ноутбуки,
канцелярия: бумага А4, маркеры, клей-карандаш, тетради, ручки, простые
карандаши, цветные карандаши, лупы, ножницы ватман формата А2, А3,
демонстрационный и раздаточный материал, игровые наборы.
Информационное и учебно-методическое обеспечение
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
пособия,
учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека,
методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям
таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт) код А и B с уровнями квалификации 6, обладающий
профессиональными компетенциями в предметной области.
Этапы и формы аттестации
Вид контроля
Текущий
контроль
на начало
реализации
программы
Тема и контрольные измерители аттестации
Форма контроля
Раздел 1 Что такое деньги и их история»
1. Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ»
знание техники безопасности;
знание основных понятий.
знание профессий
2. Что такое деньги? Зачем нужны деньги?»
знание что такое деньги, для чего их придумали люди
знание что такое: обмен, товар, покупка, продажа,
деньги
умение правильно использовать понятия: обмен,
покупка, продажа;
Игра
3. «Как появились деньги? Какими они были?»
Текущий
контроль
знание истории использования денег и их заменителей
в разных странах мира и разное историческое время;
знание основных понятий
4. Национальная валюта.
российских купюрах?
Что
изображено
на
Знание основных понятий –
Умение называть отличия между монетами и
бумажными деньгами;
Умение называть изображения на разных купюрах
национальной валюты России
Вид контроля
Тема и контрольные измерители аттестации
Форма контроля
5. Иностранная валюта. Какие деньги в других
странах?
Знание основных понятий
Умение называть некоторые самые известные валюты
мира
6. Деньги мира. Где живут деньги? Банк. Рисуем
Банк.
Знать основных понятий
Знание истории возникновения и предназначения
банков
7. Виды денег: наличные и безналичные
Знание основных понятий
Знание основных правил безопасного пользования
безналичными деньгами
8. Итоговое занятие «Финансовая эстафета»
Умение работать в команде
Умение использовать полученные знания
Эстафета
2. Раздел «Доходы и расходы»
2.1. Что нужно семье? Д/ И «Найди лишнее»
знание того что всем необходимы деньги
знание того что деньги не цель, а средство
Знание что у каждого человека индивидуальные
потребности в материальных (денежных) ресурсах
2.2. Зачем люди работают?
Знание о том, что труд необходим каждому человеку
Знание о том, что труд должен оплачиваться
Текущий
контроль
Рассуждение
2.3. Откуда в семье берутся деньги? Доходы. (Клады
лотереи и наследство.)
Знание о том, что родители трудятся, и получают
доход.
Знание основных понятий
Знание о том, что доходы бывают разные
Знание о том, что клад лотерея и наследство не могут
быть постоянным источником дохода
2.4 Доходы: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия
Знание основных понятий
Умение использовать основные понятия
Умение называть и приводить примеры основных
источников доходов
5. Доходы. Дополнительные доходы
знание основных понятий
знание о том, что может стать источником
дополнительного дохода
умение
называть и приводить примеры
и
дополнительных источников доходов
6. Итоговое занятие по теме «Доходы Игра, «Какие
Игра
Вид контроля
Тема и контрольные измерители аттестации
бывают доходы»
умение отличать доходы, и дополнительные доходы
умение использовать основные понятия
знание того кто и почему эти доходы получает
7. Расходы Какие они бывают?
знание основных понятий
умение приводить примеры обязательных и не
обязательных расходов
8. Хобби – доход или расход?
Игровой тест
знание основных понятий
умение различать доходы и расходы
приводить примеры доходов и расходов
9. Потребности и возможности: «Надо и хочу»
умение различать потребности и возможности
знание того что желания могут превышать
возможности
понимание что желания бесконечны, а возможности
имеют ограниченный ресурс
2.10. Потребности и возможности Изготовление
плаката
умение работать в команде
умение объяснить, что является необходимым, а от
чего можно отказаться если не хватает средств
Форма контроля
Текущий
контроль
Рассуждение
Игра
Творческое
задание
11. Бюджет. Что это?
Игра
знание основных понятий
12. Распределение бюджета семьи»
знание основных понятий
умение составлять список покупок и пользоваться им
умение работать в команде
13. Викторина «Про бюджет»
знание основных понятий
Игра
умение пользоваться основными понятиями
14. Сюжетно ролевая дидактическая игра «Идем в
магазин»
умение совершать покупки пользуясь списком
покупок
умение
отсчитывать
необходимую
сумму
ориентируясь на номинал монеты
умение посчитать всю стоимость покупки и остаток
средств (сдачу)
15. Итоговое занятие: «Заработай и потрать»
умение заработать игровые денежные средства и
разумно потратить их, обсуждая траты в команде
(семье)
умение составить список покупок
работа в команде
3. Раздел. О Важном
3.1. Орел и решка что это?» Отгадывание кроссвордов
и загадок о деньгах.
- знание основных понятий
Игра
Вид контроля
Тема и контрольные измерители аттестации
Форма контроля
3.2 Деньги настоящие и ненастоящие. Ответственность
Монеты и купюры.
знание о настоящих и фальшивых деньгах,
ответственность за использование фальшивых денег.
Исследование
3.3. Банк. Что такое Банк?
знание основных понятий
Рассуждение
3.4. Викторина «Что? Где? Когда?»
знание основных понятий
3.5. Почему нужно беречь ресурсы?
понимание ограниченности ресурсов
понимание экономии ресурсов
знание о том, как дети могут экономить ресурсы
3.6. Осторожно – мошенники!
знание основных понятий
знание правил безопасности в отношении финансов
3.7. Кредит – что это такое?
знание основных понятий
понимание пользы и опасности кредитов
знание правил безопасного пользования кредитом
Игра
Рассуждение
Творческое
задание
Рассуждение
3.8. Что такое страхование
знание основного понятия
понимание практической пользы страхования
3.9. Про налоги
знание основного понятия
понимание необходимости уплаты налогов
4. Раздел. Раздел 4 Как экономить и сберегать
4.1. Жизненная математика. Сдача и размен монет.
умение считать в пределах 10
умение разменивать монеты
знание основных понятий
Творческое
задание
Игра
4.2 Зачем семье сбережения
знание основного понятия
понимание необходимости делать сбережения
Текущий
контроль
Промежуточная
аттестация
Аттестация по
завершении
реализации
программы
4.3. Когда берешь в долг.
знание основного понятия
понимание необходимости возврата долга
4.4. Итоговое занятие: «Секреты денег»
знание основных понятий умение совершать не сложные покупки используя
наличные деньги
«Хобби – доход или расход?»
умение различать доходы и расходы
умение правильно использовать изученные понятия
умение приводить примеры доходов и расходов
«Я и деньги»
знание понятий финансы и финансовые отношения;
знание понятий о доходах и их видах;
знание о видах денег: наличных и безналичных;
знание о том, что такое расходы и их виды;
Игра
Игровой тест
Игра- викторина
Вид контроля
Тема и контрольные измерители аттестации
знание о том, что такое бюджет, бюджет семьи и из
чего он скрадывается
знание понятий налоги, сбережения и их функций
знание
элементарных
правил
финансовой
безопасности
умение совершать не сложные покупки используя
наличные деньги понимать, что такое сдача и когда
она выдается
Форма контроля
Оценочные материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Финансовая
грамотность» осуществляется посредством следующих разработок (критерии и показатели
в Приложении №2):
Игровой тест «Найди пару» «Назови профессии»
Игровой тест «Хобби – доход или расход?»
Игра - викторина «Я и деньги».
Методические материалы
Сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов».
Книжка-раскраска для детей «Как сорока карту потеряла».
Рабочая тетрадь «Азбука финансовой грамотности».
Рабочая тетрадь: образовательный модуль «Семейный бюджет. Как правильно
зарабатывать и тратить деньги?».
Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности.
Развивающее пособие по финансовой грамотности.
Краткий гид по вопросам финансового воспитания.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
№
Раздел или тема
программы
Формы
занятий
1.Что такое деньги и их история
1.1. Введение
в Беседа,
ДООП.
игра,
Инструктаж по
ТБ»
1.2. «Что
такое Беседа,
деньги?
Зачем игра,
нужны деньги?»
видео
Приемы и методы
организации
образовательного
процесса
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Видеоролик,
Д/И «Найди пару»
«Назови
профессии»
Видеоролик, Д/И»
Давай
поменяемся»
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
ПК,
проектор,
экран бумага А5
раздаточный
материал,
Карандаши
цветные
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
1.3.
«Как появились
деньги? Какими
они были?»
Беседа,
игра,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Видеоролик
1.4.
Национальная
валюта.
Что
изображено
на
российских
купюрах?
Беседа,
игра,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Видеоролик
Д/И «Найди пару
к купюре»
Форма
аттестаци
и
Игра
№
Раздел или тема
программы
1.5.
Иностранная
валюта.
Какие
деньги в других
странах?
Беседа,
игра,
1.6.
Деньги мира. Где
живут
деньги?
Банк
«Рисуем
Банк
Беседа,
игра,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Видеоролик
Д/И
«Собери
паззл» (логотипы
банков)
1.7.
«Виды
денег:
наличные
и
безналичные»
Беседа,
игра,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Видеоролик
Д/И «Найди
банковскую
карту»,
1.8
Итоговое занятие
«Финансовая
эстафета»
Беседа,
игра,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Атрибуты
эстафете
Беседа
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Видеоролик
2. «Доходы и расходы»
2.1. Что нужно
семье? Д/И
«Найди лишнее»
Формы
занятий
Приемы и методы Дидактический
организации
материал
образовательного
процесса
Индивидуальная
Видеоролик
работа, работа в Д/И.
«Собери
группах
паззл и назови
валюту»
к
Д/И
«Найди
лишнее» раздаточ
ный материал
иллюстрации Д/И
«Назови
профессии
Зачем
люди
работают?
Беседа,
игра,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
2.3
Откуда в семье
берутся деньги?
Доходы. (Клады
лотереи
и
наследство.)
Беседа
«Клады и
сокровища»
обучающая
презентация
Индивидуальная
работа, работа в
группах
2.4
Доходы:
Зарплата, пенсия,
стипендия,
пособия
Беседа
Индивидуальная
работа, работа в
группах
2.5
Доходы.
Дополнительные
доходы
Беседа
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающее видео,
презентация.
Раздаточный
материал. « Миниярмарка»
2.6
Итоговое занятие
по теме «Доходы
Игра
«Какие
бывают доходы»
Игра
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Раздаточный
материал для игры
2.2.
Обучающее видео,
Д/И «Найди клад»
презентация
раздаточный
материал,
«раздаточным
материалом
Обучающее видео,
презентация.
Раздаточный
материал
Д/И
«Доходы семьи»
Техническое
оснащение
занятий
Форма
аттестаци
и
ПК,
проектор,
экран бумага А5
раздаточный
материал,
Карандаши
цветные
ПК,
проектор,
экран бумага А5
раздаточный
материал,
Карандаши
цветные
ПК,
проектор,
экран бумага А5
раздаточный
материал,
Карандаши
цветные
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
Атрибуты
к
эстафете
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал, Д/И
«Доходы
семьи»
ПК,
проектор,
экран,
бумага
раздаточный
материал,
Карандаши
цветные,
, ,
цветная бумага,
ножницы, клей
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
Рассужден
ие
Ирга
Игра
№
Раздел или тема
программы
2.7
Расходы Какие
они бывают?
Беседа
2.8
Хобби – доход
или
расход?
Игровой
тест
Промежуточная
аттестация
Беседа
Потребности
и
возможности:
«Надо и хочу»
беседа
Потребности
и
возможности
Изготовление
плаката
«Надо и хочу»
беседа
2.11
Бюджет. Что это?
беседа
Индивидуальная Иллюстрации Д/И
работа, работа в «Угадай где
группах
продается»,
2.12
«Распределение
бюджета семьи»
беседа
Индивидуальная Обучающее видео,
работа, работа в материалы для игры
группах
и для викторина
2.13
Викторина «Про
бюджет»
деловая
игра
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Материалы
для
игры и викторины
2.14
Сюжетно ролевая
дидактическая
игра «Идем в
магазин»
Сюжетно
ролевая
дидактичес
кая
игра
«Идем
в
магазин»
деловая
игра
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Материалы
для
сюжетно ролевой
дидактической игр
ы«
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
ПК, проектор,
экран,
клей,
раздаточный
материал,
ножницы,
ватман А 3,
цветные
карандаши
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Атрибуты
деловой
«Заработай
потрать
для
игры
и
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
игра
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающая
презентация; Д/И
«Собери
паззл
(орел и решка
монет и купюр
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающее видео
Д/И
«Найди
настоящие»,
«Найди пару
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
Исследова
ние
Индивидуальная
работа, работа в
Обучающее видео,
материал
ПК, проектор,
экран
Рассужден
ие
2.9
2.10
Итоговое
занятие: деловая
игра «Заработай
и потрать»
3. О важном
3.1. «Орел и решка
что
это?»
Отгадывание
кроссвордов
и
загадок
о
деньгах.
3.2 Деньги
настоящие
и
ненастоящие
Ответственность
Монеты
и
купюры.»
3.3 «Банк. Что такое
Банк?»
2.15
Формы
занятий
деловая
игра
деловая
игра
Приемы и методы Дидактический
организации
материал
образовательного
процесса
Индивидуальная
обучающее видео
работа, работа в «Расходы»
группах
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Индивидуальная
работа, работа в
группах
обучающая
презентация;
Игровой
тест
«Доходы
и
расходы какие они
бывают?»
Обучающее видео;
Д/И
«Надо
и
хочу»,
Раздаточный
материал
Техническое
оснащение
занятий
Форма
аттестаци
и
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал,
Рассужден
ие
Игра
Творческо
е задание
Игра
Игра
Игравикторина
Игра
№
3.4
3.5
3.6
Раздел или тема
программы
Формы
занятий
Викторина «Что?
Где? Когда?»
деловая
игра
Почему
нужно
беречь ресурсы?
деловая
игра
Осторожно
мошенники!
«
–
деловая
игра
Приемы и методы Дидактический
организации
материал
образовательного
процесса
группах
к викторине
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Индивидуальная
работа, работа в
группах
ПК,
проектор,
экран
раздаточный
материал
Индивидуальная
работа, работа в
группах
раздаточный
материал
для
Викторины
Обучающее видео,
иллюстрации
раздаточный
материал
Обучающее видео,
создание плаката»
Осторожно,
Мошенники!»
3.7.
Кредит– что это
такое?
деловая
игра
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающее видео,
раздаточный
материалом
3.8
Что
такое
страхование
деловая
игра
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающее видео,
материал
для
викторины
3.9
Про налоги
деловая
игра
4. Как экономить и сберегать
4.1 Жизненная
беседа
математика.
Сдача и размен
монет»
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающее видео,
раздаточный
материалом
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающее видео,
раздаточный
материал для игр
«Разменяй денежк
у», « Без сдачи
4.2
Зачем
семье
сбережения?
беседа
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающее видео,
4.3
Когда берешь в
долг.
беседа
Индивидуальная
работа, работа в
группах
4.4
Итоговое
занятие
«Секреты денег»
игра
Индивидуальная
работа, работа в
группах
Обучающая
презентация,
раздаточный
материал
Обучающее видео,
раздаточный
материал
Техническое
оснащение
занятий
Форма
аттестаци
и
раздаточный
материал:
цветные
карандаши,
бумага А5
ПК, проектор,
экран
Игра
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
Рассужден
ие
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал:
цветные
карандаши,
ножницы, клей
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал:
ножницы,
клей, цветные
карандаши
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал: Д/И
«Разменяй ден
ежку»,
«Без
сдачи
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал
ПК, проектор,
экран
ПК, проектор,
экран
раздаточный
материал:
Творческо
е задание
Рассужден
ие
Творческо
е задание
Игра
Викторин
а.
Воспитательный модуль
Реализация программы воспитательной работы направлена на взаимодействие
педагога с учащимся (индивидуально), с детским коллективом, с семьей обучающегося.
Формы и виды проводимых воспитательных мероприятий, а также методы
воспитательной деятельности, определяются педагогом дополнительного образования в
зависимости
от
особенностей
реализуемой
им
основной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с возрастными и
психофизиологическими особенностями обучающегося, по согласованию с зам. зав по ВМР
(старшим воспитателем) и утверждаются отдельным планом воспитательной работы
педагога на учебный год.
При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием является
соответствие тематике и направленности проводимого мероприятия целям и задачам
воспитательной работы, отраженным в содержании дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Цель воспитательного модуля - ценностно-смысловое развитие учащегося
средствами освоения ДООП «Финансовая грамотность».
Задачи:
прививать нравственные ценности через освоение азов финансовой грамотности;
формировать гармоничную, социально-активную личность учащегося, способного к
постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
развивать самоконтроль, формировать ценностное отношение к труду взрослых,
своему труду, бережное отношение к деньгам как к ресурсу.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах:
Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности прав
семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а
также при нахождении его в образовательной организации;
Комфортность – создание психологически комфортной среды для каждого
учащегося для конструктивного взаимодействия обучающихся и педагогов.
Опора на основные ценностные ориентиры, такие как: милосердие, достоинство,
трудолюбие, творчество, познание, функциональная грамотность, эстетическое
развитие, любовь и уважение к Родине, к родному краю, семье и т.д.
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через
организацию различных образовательных событий.
Доступность – общедоступность реализуемой дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Воспитательный модуль (воспитательная работа) предусматривает организацию
педагогических условий для осознания учащимися воспитательных ситуаций, опыта
межличностных отношений, направленных на формирование личности взрослеющего
человека.
Реализация воспитательного компонента осуществляется с помощью личностноперсонифицированного подхода и ориентирована на целевые приоритеты возрастных
особенностей учащихся дошкольного возраста, с опорой на развитие их культуры
социального поведения с учетом быстрой информатизации общества.
Воспитательный потенциал ДООП реализуется посредством:
установления доверительных отношений на занятии, активизации познавательной
деятельности учащихся;
побуждения учащихся на занятиях соблюдать нормы поведения, правила общения,
принципы дисциплины и самоорганизации;
привлечения внимания, учащихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, к
получаемой на занятиях социально значимой информацией;
демонстрации примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
гуманизма, человеколюбия, добросердечности (на основе подбора соответствующих
текстов, задач, проблемных ситуаций и пр.);
применения на занятиях интерактивных форм обучения, интеллектуальных игр для
получения навыков групповой работы, установления партнерских, позитивных
межличностных отношений в группе,
подбора проблемных ситуаций для обсуждения в группе, детском объединении;
установления доверительных отношений между педагогом и учащимися,
способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога,
привлечения внимания учащихся к обсуждаемой на занятии информации,
активизации их познавательной деятельности;
демонстрации учащимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих
текстов для чтения и обсуждения в коллективе;
соблюдения на занятии общепринятых норм поведения, правил общения с педагогом
и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
Применение на занятиях различных форм творческой деятельности для получения
возможности самореализации и осмысления изученного материала.
Основой воспитательной работы в рамках ДООП являются следующие
составляющие: Основой воспитательной работы в рамках ДООП являются следующие
составляющие:
ключевые образовательные события;
создание условий для социального роста учащихся;
поддержка творчества и социальной активности учащихся.
В ходе освоения ДООП «Финансовая грамотность» учащиеся будут включены в
следующие воспитательные практики:
коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование,
анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
индивидуальная творческая деятельность
кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих решения);
Соревнование (игра-приключение на заданную тему) и т.д.
Результатом освоения программы воспитания станет:
−
привитие нравственных ценностей через освоение азов финансовой грамотности;
формирование гармоничной, социально-активной личности учащихся, способных к
постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
развитие самоконтроля, формирование ценностного отношения к труду взрослых,
своему труду, бережное отношение к деньгам как к ресурсу.
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается
в календарном плане воспитательной работы, который является приложением к программе
и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем
структурного подразделения и утверждается заведующим Муниципального автономного
учреждения МАДОУ – детский сад № 509. Календарный план воспитательной работы
конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий с учетом единого плана
(программы) Муниципального автономного учреждения МАДОУ – детский сад № 509.
Список литературы
для педагога:
1. . Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб. Нева;
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
Блискавка Е. Дети и деньги. Мнс. «Четыре четверти», 2014. 80с.
Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006.
224 с.
Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное
пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010. 80 с.
Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системно-деятельностного подхода
на уроке: методические рекомендации. М.: Проект 21 века, 2017. 120 с.
Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е.Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 64 с. – (Учимся разумному финансовому
поведению).
Рутковская Е.Л. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному
пособию для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и
др.; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр»,
2020. – 72 с.
Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 1 для
начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова; стихи М.А.
Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «ИнтеллектЦентр», 2020. – 20 с.
Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 2 для
начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.]; под
общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 28 с.
Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 3 для
начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др; стихи
М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «ИнтеллектЦентр», 2020. – 24 с.
Рутковская Е.Л Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для
начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.]; под
общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва:Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 96 с.
Федин Сергей. «Финансовая грамотность» 2- 3классы. Пособие для учащихся в 2
частях. Москва. Вако 2020г, 80 - ил- (учимся разумному финансовому поведению)
Федин. Сергей «Финансовая грамотность» 2-3 классы. Пособие для учащихся в 2
частях. Москва. Вако 2020г, 112 - ил- (учимся разумному финансовому поведению)
Финансовая грамотность/ Р. В. Маркин. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 127 с
Что такое деньги. Детская энциклопедия [для мл. шк. возраста]/ Т. Попова;2 изд.
Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022 – 80 с.
для учащихся и для родителей:
1. Маркин. Р. В. Финансовая грамотность– Москва: Издательство АСТ, 2023. – 127 с
2. Попова Т. Что такое деньги. Детская энциклопедия [для мл. шк. возраста]/;2 изд.
Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022 – 80 с.
Интернет ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного
мышления».
http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».
http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/5-sekretovfinansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-ru/ —
Пять
секретов
финансовой грамотности от портала «moneykids.ru».
http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя,
родителя».
https://school.moex.com/ - сайт «Школа московской биржи».
http://dengins.ru/ - сайт «Деньгин'S - школа семейных финансов».
http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».
http://монеткины.рф/ - сайт «Монеткины - мои первые деньги».
https://fz.oc3com.com/ - сайт «Финзнайка».
Приложение №1
Список терминов:
Наличные денежные средства - бумажные деньги и разменная монета.
Банк — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в
долг.
Банкир — управляющий или владелец банка.
Бедные — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить
необходимые потребности, и у которых нет накоплений.
Безработный — человек, который не работает или потерял работу.
Бережливый — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.
Богатые — люди, у которых большие доходы и есть накопления.
Валюта — деньги других стран.
Денежная купюра— бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.
Деньги — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или
оплаты услуг.
Дешёвый — имеющий низкую цену, недорогой.
Долг —
вещи,
ценные
бумаги
или
деньги,
взятые
на
время
с
обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
Доллар — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других
государствах.
Дорогой — имеющий высокую цену.
Доход — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в
результате какой-либо деятельности.
Евро — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских
стран (стран, входящих в Европейский Союз).
Зарплата (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
Монета — металлический денежный знак.
Накопления — деньги, которые откладывают или хранят в банке.
Пенсия — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг
определенного возраста.
Потребность — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
Расход — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
Семейный бюджет — распределение доходов и расходов в семье.
Стипендия — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.
Товар — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.
Цена — денежное выражение стоимости товара или услуги.
Экономный — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени
добивается лучших результатов.
Приложение №2
Критерии оценивания сформированных компетенций учащихся по программе
Критерии оценивания устных ответов
«Высокий уровень»
1. Знает и понимает программный материал; понимает сущность рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделяет главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщает,
делает выводы; творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает программный
материал.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию педагога.
«Средний уровень»
1. Усваивает основное содержание программного материала, но имеет пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал систематизировано, хоть и не всегда последовательно; показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; недостаточно
аргументирует выводы и обобщения, допускает небольшие ошибки при их
формулировке; использует в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, опытов, но допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие
определения понятий.
3. Испытывает некоторые затруднения в применении знаний, необходимых для решения
задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на
основе теорий и законов; отвечает недостаточно полно на вопросы педагога,
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этой теме ,
допуская одну-две грубые ошибки.
«Низкий уровень»
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не
понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов; не может сделать выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и отрывочные знания, не умеет применять их при
решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
Критерии оценки творческих заданий
соответствие содержания работы заявленной тематике;
художественное мастерство (техника и качество исполнения работы);
соответствие творческого уровня возрасту автора;
оригинальность замысла.
Критерии оценки практических заданий
Достижение цели, выполнение задач практического задания.
Следование методическим указаниям по выполнению задания.
Полнота выполнения задания.
Самостоятельность выполнения задания.
Системность, аргументированность и логичность представления результатов.
Аргументированность выводов.