Содержание
Паспорт программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Адресат программы
Объём программы
Формы
обучения
и
виды
занятий
по
Срок освоения программы
Режим занятий
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план
Содержание учебного плана
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Этапы и формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Список литературы
программе
Паспорт программы
Наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
««Творческая мастерская»
Разработчик программы:
Макарова Ольга Константиновна, педагог дополнительного образования
Ответственный за реализацию программы:
Макарова Ольга Константиновна, педагог дополнительного образования
Образовательная направленность:
ДОП кружка «Творческая мастерская» направлена на развитие творческих и
художественно-эстетических способностей детей.
Цель программы:
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков
ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники
рисования, лепки, лепки из теста. Воспитывать интерес к искусству конструирования.
Задачи программы:
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; лепке из
теста, пластилинография, конструирование.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными
техниками;
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания
творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Знакомить детей с изобразительным и прикладным искусствами разных видов (рисунок,
живопись, аппликация, мозаика, витраж, лепка из теста, пластилинография и искусством
бумаги) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Возраст учащихся:
от 6 до 7 лет
Год разработки программы:
2024-2025
Сроки реализации программы:
1год (всего 36 часов, по1 часу в неделю)
Нормативно-правовое обеспечение программы: для сетевых
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (внесены изменения от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ; от 02.07.2021г. № 322-ФЗ)
2.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития РФ на
период до 2030»
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г № 678-р);
8.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ» (включая разно-уровневые программы);
9.
Закон «Об образовании в Свердловской области» редакция от 03.07.2013 №86ОЗ;
10.
Приказ Департамента образования и Свердловской области от 05.04.2019 №740
«Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей»;
11.
Нормативно-правовые документы учреждения:
Устав МАДОУ – детский сад № 509;
Положение об организации деятельности Муниципального автономного учреждения
МАДОУ – детский сад № 509;
Учебный план МАДОУ – детский сад № 509;
Правила приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного учреждения МАДОУ – детского сада № 509;
Календарный учебный график;
Положение о режиме занятий обучающихся;
Инструкции по технике безопасности.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая
мастерская» (далее ДООП) соответствует требованиям нормативно-правовых документов
Российской Федерации и Свердловской области регламентирующих образовательную
деятельность учреждений дополнительного образования.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного
педагогического опыта.
В содержании программы уделено особое внимание воспитывающему компоненту,
направленному на формирование у обучающихся социокультурных, духовнонравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций российского
общества и государства.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Творческая мастерская» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.
Направленность программы
ДОП кружка «Творческая мастерская» рассчитана для детей старшего дошкольного
возраста, относится к образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»,
т.к ориентирована на развитие художественных, творческих способностей детей в сфере
свободного времени.
В основе обучения – индивидуальный подход, мотивация и интерес детей к
продуктивной деятельности.
Курс обучения – 1 год, включает в себя теорию, практику и индивидуальнотворческую деятельность.
В основе ДОП кружка «Творческая мастерская» - проблемное, развивающее
обучение, создание условий для формирования у детей потребности в познании
окружающего мира, разработанной для всестороннего развития личности ребенка, его
творческих способностей, чувство удовлетворенности и уверенности в себе.
В данной ДОП кружка «Творческая мастерская» учтены концептуальные
положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы:
Актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных
детей и их родителей и ориентирована на социальный заказ общества. Программа
“Творческая мастерская” основывается на современных требованиях модернизации
системы образования, способствует творческой самореализации детей. Она направлена
на организацию содержательного досуга детей, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного
пространства, поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.
Данная программа составлена с учётом анализа, накопленного теоретического,
практического опыта педагогов.
Обучаясь по данной программе, дети смогут познакомиться с историей
возникновения и становления искусства, биографией великих художников, скульпторов и
творцов, создадут собственные изделия, научатся замечать детали и красоту окружающего
мира.
Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:
В поэтапном освоении обучающихся, предлагаемого курса, что даёт
возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности,
которые соответствуют их способностям.
В программе предусмотрено осуществление индивидуального подхода к
каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня
сложности. Индивидуальный подход базируется на личностноориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом
“ситуации успеха” для каждого ребенка, таким образом данная методика
повышает эффективность и результативность образовательного процеccа.
В использовании во время процесса обучения электронных образовательных
ресурсов, а именно компьютерных программ.
В системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей
возможность определить уровень эффективности и результативности
освоения учебного материала, а также уровень достижений дошкольников.
Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к
каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию
талантливых детей.
Педагогическая целесообразность
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная
в более эффективном и успешном освоении дошкольников образовательной программы
благодаря развитию личности способной к творческому мышлению, а также
настойчивости в достижении цели.
При составлении и разработки программы «Творческая мастерская» был учтен уже
имеющийся опыт работы и проанализированы программы дополнительного образования
по художественно-эстетическому направлению. Представляет значительный интерес с
точки зрения организации дополнительной платной услуги дошкольников, но в основном
представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества. В программе
представлены разделы такие как: лепка, аппликация, рисование и т.п.
Содержание программы «Творческая мастерская» объединяет смежные
предметные области: изобразительное искусство, история.
Программа знакомит
дошкольников со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества:
пластилинография, квилинг, бумагопластика. Большая творческая и познавательная
активность больше всего уделяется на выполнении работ, связанных с полной
самостоятельностью обучающихся.
Уровень сложности программы – стартовый
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая
мастерская» разработана для обучающихся 6-7 лет. Занятия проводятся в группах до 15
человек.
Для обучения принимаются все желающие.
Приём обучающихся осуществляется в соответствии с Правилаи приема на обучение по
образовательным программам дошкольного образования муниципального автономного
дошкольного учреждения МАДОУ – детского сада № 509;
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными
потребностями через индивидуальный образовательный маршрут с учетом их
психофизиологических особенностей. В этом случае численный состав объединения
может быть сокращён.
Объём программы
Общий объём дополнительной
программы составляет 36 часов.
общеобразовательной
общеразвивающей
Формы обучения и виды занятий по программе
Основная работа проходит в форме учебных занятий. На занятиях предусматриваются
следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
коллективная, групповая.
Для реализации программы «Творческая мастерская» необходимо
оборудование и тематическое оснащение:
наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы);
картины, плакаты;
готовые изделия;
компьютер, мультимедийный проектор, документ камера и др;
приспособления – бумага, клей, тесто и др.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части деятельности
обучающихся.
Теоретическая часть проводится в форме бесед, дискуссий, выступлений с просмотром
иллюстративного материала (презентаций). Изложение учебного материала имеет чёткую
логическую структуру, последовательность.
Важная роль уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами,
острыми и режущими предметами. Дети учатся экономии расходуемых материалов,
аккуратности, точности в выполнении работ, качественной обработке изделия.
Срок освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной
программы «Творческая мастерская» составляет 1 год
общеразвивающей
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу,
продолжительностью 30 минут каждое. Во время занятий предусмотрены динамические
паузы, физминутки.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и
закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных
особенностей учащихся.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных
навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и
нетрадиционные техники рисования, лепки, лепки из теста. Воспитывать интерес к
искусству конструирования.
Задачи:
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; лепке
из теста, пластилинография, конструирование.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками;
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания
творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг
другу.
Знакомить детей с изобразительным и прикладным искусствами разных видов
(рисунок, живопись, аппликация, мозаика, витраж, лепка из теста, пластилинография и
искусством бумаги) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
1.3. Содержание программы
Учебный план
(стартовый уровень)
«Творческая мастерская»
(36 часа в год, 1 час в неделю)
Название разделов и тем
Номер
раздел
а,
Темы
I Введение: правила техники безопасности.
Количество часов
Всего
теор.
практ
0,5
1
II Соленое тесто
7
1 Вводное занятие
Историческая справка о соленом тесте.
1
0,5
2 Котёнок
2
0,5
1,5
3 Плоскостное изображение. «Бабочки»
2
0,5
1,5
4 Лягушка квакушка
2
0.5
1.5
Волшебная глина
9
1
0,5
0,5
2
1
1
3
Лепка базовых форм. Скульптурный и
конструктивный метод лепки.
Лепка из глины «Улитка».
3
1
2
4
«Грибочки».
3
1
2
Чудеса из бумаги
7
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
2
Аппликация
3
1
2
3
Квилинг
3
1
2
4
Оригами
3
1
2
V
Волшебные краски
9
1
Тема: «Мир природы
2
0,5
1,5
2
Тема: «Мир животных
2
0.5
1.5
3
Тема: «Мир человека
2
0.5
1.5
III
1 Вводное занятие
2
IV
4
VII
VIII
Нетрадиционное рисование
3
Итоговое занятие
1
1
Оформление выставочных работ
2
2
Итого
1
2
36
Содержание учебного плана
(Стартовый уровень)
«Творческая мастерская» (36 ч.)
Обучение направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых
знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и
инструментами (соленое тесто, бумага и картон и т.д.), знакомство с историей данных
видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно –
художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
I.Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и
оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
II. Соленое тесто
1.
Вводное занятие
Историческая справка о соленом тесте. Изготовление соленого теста, его свойства и
применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с соленым тестом.
Разнообразие техник работ с соленым тестом.
2.
«Котёнок»
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств
используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание)
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых
объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа
посредством соленого теста.
теста.
3.
"Лягушка квакушка»
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Использование техники пластилинографии. Совершенствовать
технические и изобразительные навыки и у меня.
4.
«Бабочки».
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют
объем и выступают над поверхностью основы.
III
Волшебная глина
1 «Вводное занятие»
Теоретическая часть.
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Правила поведения в объединении. Ознакомление детей с программой обучения.
Оборудование, инструменты для работы с глиной. Показ лучших лепных изделий.
Знакомство детей с происхождением глиняной игрушки.
2 Лепка базовых форм. Скульптурный и конструктивный метод лепки.
Теоретическая часть. Свойства глины.
Сведения о глине как о художественном материале, об организации рабочего места,
назначении инструментов, приспособлений (стека, доска, губки для разглаживания
изделия и т.д.).
Практическая часть. Знакомство детей с простейшими приемами техники лепки базовых
форм (шара, жгута и др.) и лепка на основе их изделий. Освоение приемов лепки из целого
куска и отдельных частей.
Освоение приемов скатывания, расплющивания, стягивания, защипывания, прижимания,
примазывания.
3.Лепка из глины «Улитка».
Цели занятия: - расширить и уточнить знания детей об улитке, - научить лепить
улитку, получая образ путем сворачивания полосы пластилина по спирали, - учить
добиваться большей схожести с изображаемым объектом. Задачи: - закрепить умение
лепить знакомые предметы, используя освоенные приемы лепки, - развивать память,
моторику рук, - развивать творческий потенциал, - воспитывать любознательность,
экологическое мировоззрение.
Возьмем пластилин, скатаем длинную "колбаску". Свернем ее в спираль - это
раковина улитки. Из желтого пластилина сделаем большой овал, получилось
туловище улитки.
А теперь давайте посмотрим картинки с изображениями улиток и приступим лепить.
Скатаем две тонкие "колбаски" и свернем их так же, как раковину, чтобы получились две
завитушки - это рожки.
Теперь соберем из слепленных деталей улитку: соединим туловище и раковину. На голову
прилепим рожки, к "лицу" прикрепим глаза, стеком прорежем рот.
Наша улитка готова.
Дополнительно можно вырезать из зеленого картона - листочек.
4. «Грибочки».
Сегодня мы будем лепить гриб конструктивным способом. Что за слово такое
«конструктивный»? Давайте разберемся.
Слово «конструктивный» пошло от слова «конструктор». Кто слышал слово
«конструктор? А что оно означает? (ответы детей)
«Конструктор – это игровой набор, состоящий из набора деталей, которые между собой
соединяются, и получается какая-то игрушка или игра»
Давайте посмотрим еще раз на гриб. Из каких он состоит деталей? (Ответы детей)
Из шляпки и ножки. Чтобы нам вылепить гриб, нам нужно отдельно вылепить шляпку и
отдельно ножку, а потом соединить их.
Это и называется конструктивный способ лепки, когда из двух или нескольких деталей мы
делаем одну целую поделку.
IV Чудеса из бумаги
Аппликация
Теория: Основные группы аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Материалы
и инструменты для работы с бумагой.
Практика. Изготовление предметной аппликации: вырезание фигурок, приклеивание на
основание (фон), оформление работы. Изготовление сюжетной аппликации: проработка
сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон),
оформление работы.
Квилинг
Теория: История квиллинга. Использование бумажной филиграни для украшения
различных предметов. Материалы и принадлежности. Как работать с бумагой,
ножницами. Техника безопасности. Практика: Основные приемы работы в технике
квиллинга. Основные формы: тугая спираль, капля, свободная спираль, изогнутая спираль,
глаз, ромб, лист. Изображение цветов. Определение формы частей растений, количества,
цвета бумаги, длины бумажных лент, последовательности сборки. Сборка и оформление
работ. Создание открыток с цветочными композициями. Составление эскиза. Перенос
сюжета на бумагу. Выбор фона. Вырезание деталей и наклеивание их на основу.
Оформление работы. Организация выставки.
Оригами.
Теория: История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в
оригами. Термины, применяемые в оригами.
Практика: Базовые формы оригами. Конструирование моделей игрушек из плоских
деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой при помощи клея, при
помощи щелевидных соединений «в замок», при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой
проволоки. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление круга на 2, 4 части.
Деление квадрата, прямоугольника на 2, 4 равные части путём сгибания и резания.
Аппликация из геометрических форм. Изготовление объёмных открыток. Защита
творческих работ.
V
Волшебные краски
Тема: «Мир природы»
1.Образы деревьев
(«Деревья, согнувшиеся от ветра»)
Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением деревьев,
которые пережили ураган(или др.), чей внешний облик вызывает сострадание; закреплять
умение рисовать деревья
Бумага, графические материалы на выбор.
2.Образы цветов
(«Букет цветов»)
Закреплять умения внимательно рассматривать растения (цветы) , обращая внимание на
характер стебля соцветия, листьев; закреплять умение изображать цветы и их
отличительные особенности.
Бумага, гуашь, кисти, тряпочки
Тема: «Мир животных»
Образы подводного царства
(«Рыбы коралловых рифов. Акулы.»)
Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и фотографии с
изображением экзотических рыб, обращая внимание на огромное разнообразие цвета и
формы; закреплять умение работать в смешанной технике.Бумага, восковые мелки +
акварель
Образы домашних животных
(«Конь-огонь»)
Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции художников с изображением
лошадей, обращая внимание на пластику, грациозность, динамичность фигуры; показать
приёмы изображения.
Бумага, пастель или фломастеры.
Тема: «Мир человека».
Мои друзья
(«Парный портрет»)
Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с портретами, обращая
внимание на среду, в которой находятся люди, что они держат в руках, какое у них
настроение; закреплять умение изображать человека графическими материалами. Бумага,
цветные маркеры.
Страна улыбок – царство смеха
(«Контраст тёплых и холодных цветов»)
Закреплять знания детей о холодных и тёплых цветах, обращая внимание на то, какое
настроение вызывает тот или иной цвет и их сочетание; продолжать развивать
воображение и фантазию.
Бумага, материалы на выбор.
Виды нетрадиционных техник рисования
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой
или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы
пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,
листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и
правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в
блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет
мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от
маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный
комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие
мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается
белым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из
трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости
процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика
(5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью
о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Творческая мастерская» направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут
сформированы:
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной
современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение
к
делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение
личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дошкольники научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания
о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Дошкольники получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного
творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных
универсальных учебных действий обучающиеся
научатся:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их
место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию
целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно
– прикладного искусства;
Дошкольники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в
предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –
творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дошкольники
научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить
свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
Дошкольники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
У дошкольников в результате обучения должны быть развиты такие качества
личности, как умение замечать детали, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения, учащиеся овладевают
следующими компетенциями
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит
через создание личного портофолио и выставочная деятельность.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения
итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует
его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото готовых продуктов творческой
деятельности, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который
является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до
начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного
подразделения Муниципального автономное учреждения МАДОУ – детский сад № 509
Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормам, утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года - 1 сентября, окончание учебного года– 31 мая.
№
Год обучения
Объем учебных
Всего учебных
Режим
Количество
часов
недель
работы учебных дней
1
1 год обучения
36
36
1 раз в
36
неделю
по 1
часу
В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной
дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Условия реализации программы
Содержание условий
реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы соответствует возрастным и индивидуальным
особенностям учащихся по программе. Данная программа рассчитана на реализацию в
условиях учреждения дополнительного образования, так и на базе образовательных
организаций на основе сетевого взаимодействия.
в профессиональный стандарт) код А и B с уровнями квалификации 6, обладающий
профессиональными компетенциями в предметной области.
Диагностический инструментарий.
По мере усвоения программы, в процессе педагогической диагностики
приобретённых навыков и умений (в пределах, изученных тем), отмечается уровень их
сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности детей. Начальные знания
и умения детей, полученные в результате обучения, а также определить результативность
проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой: создание у
детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к искусству. Педагогическая
диагностика проводится на начало и конец учебного года. При проверке уровня
подготовки детей используются варианты заданий.
В ходе педагогической диагностики выявляются:
- Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
-Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
-Учатся рисовать различными материалами.
-Используют в работе разные дополнительные материалы: (семена, серпантин,
бросовый материал и т.д.).
-Развивать навыки по составлению сюжетов.
-Дети учатся цветоведенью.
-Экспериментируют.
-Развивается связная речь.
-Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно
оценивать свою работу.
Каждый параметр оценивается по уровневой системе: «низкий», «средний»,
«высокий».
Критерии оценки основных параметров педагогических наблюдений.
При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие задачи:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники
безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы
скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть
навыками нетрадиционных техник и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя нетрадиционную технику;
выражать свое отношение к окружающему миру через творчество;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к изобразительной деятельности
Критерии оценивания:
3 балла – самостоятельно выполняет задание.
2 балла – выполняет задание с небольшими неточностями.
1 балл – выполняет задание с помощью педагога.
Уровни развития:
1 – 5 низкий уровень.
6 – 10 средний уровень.
10 - 15 высокий уровень.
Формы подведения итогов реализации ДОП кружка «Творческая мастерская».
Для проверки результативности обучения применяются такие формы как:
проведение выставок, акций, собраний, проведение открытых занятий для родителей. Все
мероприятия культурно-досуговой деятельности: выставки, собрания, акции - проводятся
согласно программе не в ущерб другим видам детской деятельности.
III. Организационный раздел
1.Материально-техническое обеспечение ДОП
Условия реализации ДОП
Методический материал:
- тематический план;
- альбомы с образцами;
- диагностический материал.
Материально- техническая база:
- электронные носители;
- глина;
- соленое тесто;
- доска;
-подставка;
- стека;
- салфетки влажные;
- розетки;
- краски;
- кисти и т.д.
Дидактическое обеспечение:
- наглядные пособия;
- схемы;
- фотоматериалы;
- работы детей и педагога.
Информационное и учебно-методическое обеспечение
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
пособия,
учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека,
методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям
таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт) код А и B с уровнями квалификации 6, обладающий
профессиональными компетенциями в предметной области.
4. Список использованной литературы
1. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
2. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»
3. Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996
4. Куцакова Л.В. «Художественное творчество и конструирование»- М.: МОЗАИКА
–СИНТЕЗ, 2016.- 149с.
5.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «Цветной мир», 2011.- 144с.,илл.
6.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М:
Академа,2002
7. Григорьева Г.Г. « Изобразительная деятельность дошкольника». М., 1999.
8. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.:
Просвещение, 1984.
10. Е.С.Юрьева «Керамика в детском саду». Метод. пособ. для воспитателей.
Ижевск, 2005.
11.А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес»- М.: "Просвещение"
,2010.
12.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.:
«Просвещение», 1991.
13.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль:
«Академия развития, Академия холдинг», 2002.
14.Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие
детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
15.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7
лет. Цветные ладошки».
16. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для
специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика».
Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
17. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки».
«Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
18. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
19. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ
Сфера,2009.
20. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2015.
21. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2015.
22. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2015.
23. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». - М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2015.