lenapraueHr o6pa:oeauus AhuvruucrpaulrH r.
Ercarepuu6ypra
MyuuqunarbHoe aBToHoMHoe AorxKoJrbHoe o6pa:oearelbHoe yqpex.qeHHe
)
- Aercxnil caa J\b 509
620130 r. Enarepun6ypr, nep. Tparcropacroe, 1 7 a, rerr. (343) 269-17 -15 269-17 -20, e-nail: madou5 09@yan dex. ru,cain :http I I 5 09. m y-d ets ad . ru I
vtHH 66143719651 Knn 667901 001/O|PH 1 r I 66740035 I I
:
flpunmo
tir
tlporoKorl J\b2 or 21.122023
r.
ts
MAIOY - Aercxnfi
-ril
:.j1-':';t
Ka3 Ns
caa J\b 509
M.B. A6unbnaeBa
97-O or 21.12,2023 r.
floroxeHue
o flcrrxoJro f o-rreAa f of r{ qecKoM KoH cn JI l.ryM e
Myuuqn rraJrbHoro aBToHoM Horo o6paroeareJr b Horo yq pexue HVr
AETCKITfi Catr
-
N5O9
roror(euuq
1.1. Hacro.slqee lloroxeHr.e o ncuxonofo-neAarorurqecKoM KoHcr.rn[yMe e IOV (aa,'ree floroNenne) pa:pa6orano B coorBercrBr.ru c @e4epanbHr,rM 3axoHov (06 o6pa:onaHuv B
Poccr.rficxoft @e4epaqrrr4)) or 29.I2.2012 rola Jrls 273-A3 c r.r3MeHeHr4sMLr or 8 aerycra 2024 roxa
(cr. 42), rpr.rKa3oM MuHzcrepcrna o6pa:oBaHr4s v HayKpr Poccrzficxofi (Deaepaqvu or 20.09.201 3
roAa N9 1082 (06 yrBeplxAeHr{u rroJroxeHr4s. o rrcuxo,'roro-MeAr4Ko-leAarofr4qecxofi xol,rr.rccrzrz>>
(aalee - llMlk), Pacnoprxenuerr,r MznvcrepcrBa rrpocBexleHus Poccuircxofi @eAepaqna or
09.09.2019 roAa Ns P-93 (06 yrBepxAeHr{r4 flpuuepHoro flo:roNesus o rrcr4xoJ'roforeAafofr4qecKoM KoHcr{npryMe o6pa:onarelsnofi opfaHr.r3auaa), rr14cbMoM Mnno6pa:oBaHrifl
Poccua o-r 27.03.2000 roaa Ns 271901-6 (O ncrrxoJloro-MeAl4Ko-neAafofr4LrecKoM KoHcHnHyMe
1. O6ruue
o6pa:oeareJrbHoro yr{pexAeHr,rl>, YcranoM AorxKoJrbuoro o6pa:oBareJ'rLrroro yrrpexAeHr.Jq.
1.2. [annoe floroxeHr.re onpeAerqer ueJrb, 3aAauu ra SyHKur4H frcr4xonoro-neAaroluuecKoro
KOHCr4nI4yMa, a TaKXe efo CTpyKTypy tr pexr4M AesTenbHocTI4, olrrcbrBaeT aJrfoprrTM rrpoBeneHHfl
o6cre4onaHua
coAepx{aHze peKoMeH,4aurafi KoHcanr4yMa rro opraHa3aur4
rrcHXorroroneAafofr4qecKofo cortpoBoxAeHr4.s BocturraHHr,rKoB, ycraHaBn]rBaer npaBa
o6q:auHocu.r
yr{acTHuKoB KoHcIIJII{yMa, yCTaHaBJIr4BaeT nepeqeHb AoKyMeHTaULIH I]CHXOJTIOfO-ileAaf Of r,rLIeCKOfO
KoHcrrnr4yMa B AorrrKoJrsnorvr o6pa:oBareJrbHoM yr{pexAeHV H.
v
H
v
1.3.
Ilcuxonozo-nedazozurtecxuil RoHcuJtuyM (4anee - KoucururyM) B ceoefi AerrenbHocrh
pyKoBoAcrByerc-s KoHnenqnefi OOH o rpaBax pe6dura, Koucrury{ueft u 3arouauu Pocczficrcori
Oe4epaquu, peKoMeHrarJuflv'u peu4oHanbHr,rx v MyHr4rlr{[anbHbrx opfaHoB ynpaB-[eH14t
o6pa:onanrax, VcraeoN{ .4orrrKoJrbHoro o6pasonareJrbHoro yr{pe)KAeHu fl v ApyrnMrz
HopMarI4BHbIMI4 npaBoBblMt4 aKTaMIi Poccuficrofi (De4epaqura, perrraMeHTHpyroulr{Nlh
AeqrenbHocrb .IIOY.
1.4. Koucaruyl,t sBrtercq oAuofi v3 opraHr.r3arlproHHbrx $op* coBMecrHoft Aesre,rsHocra
crleul4aJllrcroB cnyx6rt rcaxoJlofo-reAafofr4rrecKoro conpoBo)KAetr4g, Haupan,reHuoil Ha
pellreHrze 3a.qarr xolrurexcHofi orleHKrl oco6essocrefi pasBuTufl, eo3N,{o;Krrocrefi, oco6tx
o6pa:onareJrbHbrx rrorpe6socrefi
BocrraraHHHKoB H otrpeAeneHHq
crparef Iru oKa3aHprA
ncuxoJroro-[eAafofr4qecxoilnovoLllrlKaKBcaN4oMAourKoJlbHOt\4
o6pa-:onareJrbHoM yrrpexAeHHrr, TaK 14 3a ero rrpeAenaMr,r.
1.5. Koncunl4yM cnyxvr p.rrr SopvrrzponaHr,r.s BcecropoHHefo H uerrocrHolo rrpeAcrasreuHq o5
orlenbHoM BocrIrlTaHHIiKe, fpytttte, Koropoe cKJraAbrBaerc.f, vr3 npoQeccraol]aJrIF,Hbrx ruueunli
(cyx4euzfi) ne4aroroB I4 cflellrraJlr4croB conpoBox(AeHVg' a raKxe yqacrHr.rKoe o6pa:onare,'rsHoia
деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья детей.
2.2. Задачами деятельности Консилиума дошкольного образовательного учреждения
являются:
организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики
воспитанника с использованием современных диагностических методик,
направленных на выявление актуального уровня развития детей, а именно:
особенностей
сенсомоторного
развития,
познавательной
деятельности,
эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи, и определение
потенциальных возможностей воспитанников;
выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных
специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с
родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПк;
определение
характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения,
необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы
сопровождения;
содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и
инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации
программ коррекционно-развивающей работы;
координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов
работы по сопровождению воспитанников;
разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной
деятельности;
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального
развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также
характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПк
(Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №
1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»,
п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения
выполняет следующие функции:
экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и
достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной
образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах;
аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого,
системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и
результатах обследования на Консилиуме;
методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного
возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования
воспитанника, к формам документации и статистической отчетности по результатам
деятельности Консилиума;
функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и
оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи,
оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума
3.1. ППк создаётся приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением на
текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя
заведующего по учебно-воспитательной работе. Приказом заведующего детским садом
утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы документов,
председатель из числа административно-управленческого состава и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель заведующего по
УВР, педагог-психолог при наличии, учитель-логопед, учитель-дефектолог (при наличии),
социальный педагог.
3.3. На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре), работающие с конкретными воспитанниками.
3.4. Документы ППк, включая карты развития воспитанников, получающих психологопедагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются
педагогическим работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти
рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания
ППк.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания.
3.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в
заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и
содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются
основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
ребенка.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое
мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а
образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
3.9. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения
заседания.
3.10. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию
оформляется Представление Консилиума. Представление ППк на воспитанника для
предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под личную
подпись.
3.11. Председатель ППк:
организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает
систематичность его заседаний;
возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных
представителей), педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между
дошкольным образовательным учреждением и социальными партнерами (в том
числе при отсутствии необходимых кадровых ресурсов);
обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и
рекомендациями ПМПк.
3.12. Секретарь ППк:
ведет отчетную и текущую документацию ППк;
оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на
заседание, о дате, месте и времени его проведения;
ведет протокол заседания ППк;
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при
необходимости).
3.13. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель и другие
специалисты):
организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка,
выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и
поведении;
определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а
также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных
представителей) по созданию оптимальных условий воспитания, обучения,
адаптации и социализации детей;
участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.14. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист) утверждается на весь
период сопровождения приказом заведующего ДОУ:
организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк;
выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических
ситуациях, в общении со сверстниками;
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в
организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и
самочувствии;
координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы,
встречи, консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника;
отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых
заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
воспитанника на внеплановых заседаниях.
3.15. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной
деятельности, учитывают его индивидуальные особенности;
соблюдают
специальные
образовательные
условия,
необходимые
для
сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и
технические средства, специальный дидактический материал, оценивание
достижений, темп и объем выполнения заданий и др.);
участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей
(законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на
обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в
графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не
реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции,
внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития
воспитанника;
при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей)
воспитанника, педагогических сотрудников дошкольного образовательного
учреждения;
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и
адаптации воспитанников. На основании полученных данных разрабатываются
рекомендации для участников ДОУ по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников.
4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами воспитанников на обследование и организацию
комплексного сопровождения воспитанника.
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата,
размер которой определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого воспитанника.
5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного
согласия родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение
заседания ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику
назначается ведущий специалист (воспитатель или другой специалист). Ведущий
специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ППк (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования
ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования
специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения детьми
с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации
ПМПк и могут включать в том числе:
разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку инструментария
по оценке достижений планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы;
внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга
результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.
6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия воспитания,
обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по индивидуальному
образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том числе:
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня
(снижение двигательной нагрузки);
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема обучающих занятий;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать в
том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с воспитанниками;
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку
индивидуальной профилактической
программы в отношении
воспитанника с девиантным поведением;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.
7. Права и обязанности
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право:
присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании
ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной
программы, степени его социализации и адаптации;
знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;
вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных
условий;
получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер,
необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении,
адаптации, включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической
помощи;
получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его
решениями);
обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и
курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в
воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об
изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения;
соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников,
испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и
социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции,
отражать его в документации ППк;
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и
направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного
образовательного учреждения при обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация ППк в детском саду
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном
образовательном учреждении входит:
приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;
Положение о ППк в детском саду;
график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк;
журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума;
журнал направлений воспитанников на ПМПк;
протоколы заседания ППк;
карта
развития
воспитанника,
получающего
психолого-педагогическое
сопровождение:
результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
представление воспитанника на ПМПк;
коллегиальные заключения ППк;
карта индивидуальных достижений;
согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Лист ознакомления